Шоураннер мультсериала «Колдуй отсюда» Евгений Огнев (вы также можете его знать по работе над «Нигдегородом») написал для нас статью, в которой рассказал о своём опыте работы с телеканалом 2х2 при разработке новинки. Ниже приводим его слова!
Дисклеймер: когда я писал эту статью, я хотел, чтобы она была интересна двум, необязательно пересекающимся группам людей. Во-первых, статья, конечно, для тех, кто хочет, собирается или даже уже работает в сфере создания анимации. Во-вторых, в статье раскрываются секреты создания и некоторые подробности «Колдуй отсюда» — так что всем, кому интересен наш будущий сериал, статья тоже должна быть интересна.
Недавно на 2х2.медиа вышла статья о серии постов Алекса Хирша, в которых он рассказал о своём опыте взаимодействия с редакторами и руководством Disney при работе над «Гравити Фолз». Мне пока далеко до Алекса Хирша или 2х2 — не такие параноики-перестраховщики, как Disney, но мой опыт общения с руководством и редакторами совсем не похож на опыт создателя «Гравити Фолз».
Как раз наоборот — на примере нашего нового сериала «Колдуй отсюда», я хотел показать, насколько полезным для проекта может быть тесное общение создателей с платформой. В лице сотрудников 2х2 я получил многолетний опыт и знание своей аудитории, наблюдения за реакцией зрителей на те или иные тайтлы, чутьё которое вырабатывалось долгие годы. И как продюсер, и как сценарист, всё это я безбожно эксплуатировал на протяжении всего времени работы над «Колдуй отсюда».
Хотя сериал ещё не вышел и мы не знаем, как на него отреагируют зрители (можем только надеяться, что вам он понравится так же, как и нам), уже сейчас я могу рассказать, как сериал изменился в лучшую сторону благодаря критике, замечаниям и советам телеканала.
«Сделай её мужчиной!»
Мне нравится писать сильных, умных, но при этом неоднозначных женских персонажей. Зубная Фея из «Нигдегорода» — один из моих любимых героев. Обожаю её едкие, полные цинизма, замечания о людях, жизни, вселенной и всём таком.
Мерлин, главная героиня «Колдуй отсюда» — из той же обоймы. Она ироничная, колкая, даже дерзкая. Она отвязная рок-н-ролльная девчонка, которая берёт от жизни всё. При этом она считает, что «жизнь, как рекомендации в ютубе — всегда готова подсунуть тебе какую-нибудь хрень».
В противовес Мерлин у нас был положительный персонаж — её сестра… Если вы следили за новостями, то помните, что у Мерлин в сериале есть брат. Вот тут пора вернуться к теме статьи! В декабре 2020 года, когда после полугода разработки, написания пилотной серии и придумывания визуального стиля, мы наконец презентовали «Колдуй отсюда» каналу, главными героями там были не Мерлин и Артур, а Мерлин и её сестра.
Проблема заключалась в том, что хотя я и люблю писать женских героев, пока у меня на них не такая уж и широкая палитра. Не так многих из них я «слышу». Со стороны кажется, что придумать и встроить в историю можно любого персонажа — совмести в нём какие хочешь черты характера, привычки, фобии… На самом деле, пока персонаж не «заговорил» у вас в голове, вы вряд ли сможете написать с ним сценарий. Это немного магия, когда герой как бы начинает жить своей жизнью — вы слышите его фразы и комментарии, смеётесь над его шутками, вы будто не придумали их, а подслушали. Но чтобы такое происходило с большим количеством самых разных героев, нужно обладать большим жизненным опытом и талантом.
У меня не хватало либо одного, либо другого. Мерлин я очень даже «слышал» — собственно, с её голоса, шуток и ироничных фразочек и началась работа над «Колдуй отсюда». А вот с сестрой всё было сложнее: правильная, порядочная, выбравшая в качестве жизненных ценностей семью — эта женщина казалась настолько положительной, что даже скучной. В спорах с сестрой, Мерлин буквально подавляла её своим сарказмом. Их диалоги превращались в игру в одни ворота.
Неожиданное решение предложила программный директор 2х2 Полина Бутенко. После презентации, когда с редакторами и руководством канала мы обсуждали проект, она сказала, что хотела бы вовсе убрать сестру Мерлин, а вместо неё сделать брата. Надо ли говорить, что такие кардинальные изменения у любого сценариста вызывают неприятный шок. Тут вопрос даже не в том, что пришлось бы полностью переписать пилотную серию. Всю горизонтальную историю на сезон, предыстории героев и отношения внутри семьи — пришлось бы переработать всё. На это мы потратили месяц.
Но когда мы снова шли к каналу, чтобы показать проект, мы нисколько не жалели о потраченном времени. Неожиданно, история соперничества с братом (вместо сестры) стала гораздо острее. Сам Артур, не смотря на свои «правильные» жизненные принципы, не стал мальчиком для битья. В спорах с Мерлин он мог хлёстко ответить на её выпады, а благодаря уму и проницательности, часто перехватывал в конфликтах инициативу. Чего мы и ждали от «напарника» главного героя. За такой парой персонажей стало гораздо интереснее следить.
«Нам не нравится Драко Малфой!»
Старший ребёнок Артура Давид учится в элитной школе. Вместе с ним там обучаются дочери и сыновья олигархов, крупных чиновников и прочих представителей высшего света. Семья Давида не богатая, а сам он попал в эту школу по гранту — он юный гений. Но хотя подросток попал туда вполне заслуженно, ему непросто среди «золотой молодёжи». Мы сразу решили отказаться от образа «забитого ботаника». Давид не только умён, но также общителен и харизматичен, так что он вполне себе популярный подросток.
Но как же легко и просто в его школьную жизнь вписывался подросток-злодей из богатой семьи, который постоянно напоминал бы Давиду: тебе, мол, тут среди нас не место. Этот персонаж казался настолько уместным, что я вписал его в историю. Но когда получил правки по серии с ним, понял, что ушёл не туда.
Редактор собственного производства 2х2 Евгения Толстикова написала огромный комментарий по сюжетной линии Давида и его антагониста, но первая же строчка этого комментария была как ушат холодной воды: «Женя, этот твой персонаж ужасно банален — это же Драко Малфой!»
И канал был чертовски прав. Персонаж и вписался так легко именно потому, что был очевидным и типичным и уже использовался во множестве произведений. Попросту говоря, он уже стал клише.
Мне пришлось полностью его переработать, а значит переписать сюжетные линии Давида. Зато теперь в этих историях вас ждёт более интересный герой, а его отношения с Давидом не вызовут ощущения дежавю.
«Слишком быстро!»
Мы проработали над «Нигдегородом» несколько лет, наступили на много разных садовых приспособлений и многому научились. Но, как и в любой профессии, чем больше ты узнаёшь, тем больше понимаешь, как мало знаешь. Мы осознавали, что режиссура — одна из наших слабых сторон, и к работе над «Колдуй отсюда» собирались привлечь опытного режиссёра анимации. К сожалению, в последний момент он решил пересмотреть наше соглашение, и нам пришлось вовсе отказаться от его помощи.
Мы с Максимом Конышевым, а также наши супервайзеры, Андрей Плотников и Юра Кочуров, срочно стали изучать ремесло, прошли курсы и изучили тонну теоретических материалов, чтобы повысить навык. Тем не менее, первая версия пилотной серии была… «скомканной».
В «Нигдегороде» с его более простой анимацией нам приходилось динамично сменять кадры и сцены, в противном случае ощущались «провисы» и «паузы». И мы так испугались подобного в «Колдуй отсюда», что торопились в диалогах, не давали персонажам отреагировать и показать эмоции — гнали сцену за сценой на всех парах. На эту ошибку нам указала исполнительный продюсер 2х2 Дарина Карабань.
Мы снова сели за серию и дали героям реагировать друг на друга. Знаю, это кажется очевидным, но нужен немалый опыт и насмотренность, чтобы замечать, где конкретно герои могут продолжать беседу, а где нужна маленькая, буквально секундная пауза, чтобы кто-то из персонажей сменил эмоцию или позу, демонстрируя изменения в своём отношении. Редакторы канала дали нам подробные комментарии по этому поводу, и так мы нащупали «ритм» сериала.
Чтобы статья не получилась слишком сладкой, добавлю в конце ложку дёгтя. Как бы вам ни нравилось сотрудничать с платформой, вас всегда ждёт мрачный реверс медали: с дедлайнами, перегрузками (чтобы всё успевать, мы вот уже полгода работаем практически без выходных), нервным ожиданием реакции на сценарии и готовые серии, а также прочие «радости» работы в этой сфере.
Если бы два года назад меня кто-нибудь спросил: «какое самое важное качество для создателей мультсериалов», я бы ответил: «Креативность» или что-нибудь в таком духе. Сегодня я понимаю, что талант, любовь к творчеству и прочие креативные скиллы легко могут оказаться бесполезны если вы не, ох уж это слово, «стрессоустойчивы».
А ещё среди прочих важных качеств — вы должны уметь признать своё несовершенство, научиться слушать советы и всегда учиться.