28 сентября выходит аниме-экранизация «Спирали» Дзюндзи Ито. Это хоррор-манга, рассказывающая о городке, одержимом спиралями. Со временем жители сами начинают в них превращаться. Это далеко не первая адаптация работ мангаки, а список экранизаций составляет уже не один десяток! Чтобы не запутаться в попытках перенести ужасы Ито на большие и малые экраны и быть готовым к просмотру «Спирали», мы создали этот гайд. Зловещего прочтения и жуткого просмотра!
Экранизации «Томиэ»
Полюбившаяся многим длинноволосая девушка с родинкой под глазом получила аж девять фильмов. Картины представляют собой кино категории Б, как и многие экранизации работ Ито. Почти все фильмы из серии «Томиэ» строятся одинаково: в основу берётся один или несколько рассказов, обрастающих режиссёрскими придумками, а в центре сюжета собирающая мужское внимание красивая девушка. Как правило, в конце каждой истории Томиэ умирает и вновь возрождается.
Немногие картины отличаются друг от друга. Поговорим о тех, которые могут привлечь внимание не только сюжетом, но и форматом. Первый фильм «Томиэ» (1998) представляет собой альтернативное продолжение истории из манги и не сильно цепляется за первоисточник. Поклонники первого рассказа о Томиэ смогут найти пасхалки, но история раскрывает новую сторону жизни девушки.
«Томиэ: другое лицо» (1999) включает три новеллы, связанные общей линией и рассказывающие о разных героях. Такой подход выделяет картину на фоне остальных, но многие авторские выдумки лишь её портят. Иной взгляд на историю черноволосой красавицы открыла «Томиэ: последняя глава» (2002). Единственное, что фильм оставляет от первоисточника, — главную героиню. В остальном сюжет представлен полностью оригинальным.
Среди фильмов о «Томие» не найдётся ни одной хорошей работы. Истории Дзюндзи Ито сложно экранизировать, они нуждаются в большом бюджете, хорошей графике и сценарии. Увы, ничего из этого нет в фильмах серии. Создатели словно не понимают, что конкретно снимают и стараются сделать очередной проходной хоррор категории B. Подобное отношение к работам Ито встречается не только здесь, дальше поговорим и о других неудачных адаптациях.
Кино, но уже без Томиэ
Фильмы о Томиэ хоть и положили начало экранизациям рассказов Ито, но в перерывах между ними выходили адаптации других работ мангаки. Затронем два фильма, основанных на одних из самых известных рассказах Ито: «Спираль» (2000) и «Долгий сон» (2000).
Режиссёром картин выступил Акихиро Хигути. У фильмов есть заметная проблема — чтобы уложить весь сюжет «Спирали» и полностью его раскрыть, нужно больше времени. Именно это стало одной из основных трудностей. Излишки подтекстов и второстепенных линий, которые не были добавлены в фильм, сделали его скомканным и скучным. Временами графика спиралей выглядит неплохо, дополняя атмосферу, но она не способна вытянуть всю картину.
А вот «Долгий сон» берёт за основу короткий рассказ, который невозможно растянуть до полнометражного фильма. Из-за попытки выжать всё возможное из истории картина наполнена неудачными режиссёрскими решениями. Многое пришлось переписывать и добавлять, чтобы увеличить хронометраж «Долгого сна». Вероятно, экранизация выглядела бы удачней в виде серии сериала, ведь новый сюжет не добавляет атмосферы рассказу, а, наоборот, лишь теряет свою целостность и логичность.
Сложно выделить характерные отличия экранизаций Дзюндзи Ито. Единственное и самое однозначное — среди них нет ни одного шедевра или просто хорошей и смотрибельной картины, а графика скорее вызывает смех, нежели испуг.
Аниме-адаптации
На первый взгляд, кажется, что аниме способно в большей степени реализовать потенциал работ Ито. Ведь основная фишка мангаки — детализация, с помощью которой он создаёт пугающие образы. Но, если бы создатели сделали всё, как нужно, было бы слишком скучно, не правда ли?
Одной из самых известных аниме адаптаций стала «Коллекция историй Дзюндзи Ито» (2018). В ней определённо есть неплохие серии, но большинство эпизодов поражают тем, насколько создатели далеки от первоисточника. Проект не передаёт и половины особенностей стилистики мангаки и неудачно использует 3D-графику, которая смешивается с 2D. Если смотреть на работу абстрагировано от манги, то любителям хорроров наверняка зайдёт, но если помнить о первоисточнике, то аниме далеко до шедевра. Заблюренный фон и отсутствие должной детализации вредит погружению в атмосферу, отчего монстры выглядят не так пугающе, как могли бы, а иногда даже комично.
Несмотря на то, что у студии Deen были референсы, создать хорошую адаптацию всё-таки не получилось. В это же время аниме «Рыба» (2012, Ufotable), ставшее экранизацией одноимённого рассказа, лучше показало себя, но от фильма категории B далеко не ушло.
Если до этого мы говорили о неудачном использовании 3D, то «Рыба» хоть и прибегает к подобной графике, но делает это либо в массовых сценах, либо в динамичных, да и для 2012 года такую графику можно простить. Проблема адаптации в том, что оригинальная история не такая уж большая, отчего при написании сценария пришлось заметно вносить правки и добавлять событий, чтобы хронометраж смог превысить 60 минут. Всё это привело к тому, что аниме больше похоже на любительскую поделку или историю «по мотивам».
Напоследок поговорим об аниме-сериале «Дзюндзи Ито: Маньяк» (2023) от Netflix, качество которого хуже «Коллекции историй Дзюндзи Ито». Отсутствие бюджета, незаинтерсованность студии в конечном результате — все те же проблемы, которые преследуют другие экранизации рассказов Ито. Конечно, у аниме есть парочка неплохих эпизодов. Например, «Длинные волосы» — аниме дополнило оригинальную историю, добавив мяса и жести. Также, это одна из немногих серий, где присутствует неплохая анимация. В то время как эпизоды «История таинственного туннеля» или «Библиотечные иллюзии» неудачно искажают оригинал, лишая его нужного шарма.
А что со «Спиралью» 2024-го?
Выход сериала планируется 28 сентября. На фоне всех экранизаций «Спираль» подаёт большие надежды. Создатели не стараются сделать что-то принципиально новое, наоборот, аниме оживляет мангу, заставляя рисунки Дзюндзи Ито двигаться. Такая концепция позволит сохранить высокую детализацию и не утратить атмосферу культовых хоррор-историй. Сильно ждём и надеемся, что адаптация станет лучшей среди всех.
Работы Дзюндзи Ито достойны должного внимания, его хорроры всегда привлекали внимание, а истории мангаки наполнены оригинальными сюжетами и поистине пугающими эпизодами. Почему на свете всё ещё нет достойной экранизации — загадка. Будем ждать «Спираль» и посмотрим, что из неё выйдет.