Так сложилось, что Япония по праву считается родиной самых страшных хорроров. Поэтому мы решили вспомнить парочку из них под Хэллоуин. Самое время пересмотреть классику или найти что-то новое в нашем списке. А 29 октября можно включить 2х2 и посмотреть «Страшную волю богов» — она тоже в нашем списке!
Звонок (1998)
Настоящая классика хоррора, снятая Хидэо Накатой. Фильм уже давно заполучил культовый статус и породил целую франшизу, получившую западный ремейк, который в свою очередь стал не менее легендарным. Но именно оригинальный «Звонок» «завёз» в остальные японские хорроры заигрывания с мифологией: отсюда девушка-призрак, колодец и вода, которая чаще всего ассоциируется с порталом в загробную жизнь.
Вся история в картине закручена вокруг таинственной кассеты: если включить её, то вскоре раздастся телефонный звонок и заветная фраза о том, что жить осталось семь дней. И все эти страшилки оказываются правдой: один за одним умирает группа школьников. Репортёр Рэйко Асакава пытается узнать, откуда появилась эта кассета, ведь среди подростков была её племянница Томоко.
Сюжет фильма отлично совмещает в себе традиционные мотивы (теперь отлично знакомые не только японцам) и еле осязаемые символы, позволяющие постоянно держать зрителя в напряжении и додумывать образ того самого мистического зла. Также необычным для хорроров конца 1990-х становится то, что главные герои «Звонка» сами заигрывают со смертью, навлекая на себя проклятие.
Проклятие (2002)
Ещё одна известная франшиза о призраках, но в этот раз созданная другим режиссёром, Такаси Симидзу. Чем же отличаются все эти фильмы от похожих историй о потусторонних духах? Есть один проклятый дом, в котором произошло убийство: обычный мужчина убивает свою жену, сына и домашнего кота, а сам исчезает. Теперь мстительные призраки будут доставать каждого встречного без разбору.
Но как же пугает Симидзу? Режиссёру удалось обыграть до жути банальный сюжет с помощью нелинейного повествования, которое практически обезоруживает зрителя. Ведь только в конце мы узнаём, почему духи решили взбунтоваться и кем они были до смерти. Каждый раз это выбивает из колеи хотя бы тем, что местным призракам совершенно всё равно, кто станет их жертвой, ведь мстить они будут всем.
Так же, как и «Звонок», фильм завлекает тем, что соединяет в себе знакомые образы из мифологии и современную жизнь в мегаполисе, которая будто бы несовместима с мистикой.
Кинопроба (1999)
Один из самых известных хорроров кровавого гуру Такаси Миике, со временем получивший культовый статус. В этом фильме зрителя не пугают с порога. Всё начинается как обычная драма: немолодой вдовец Сигэхару Аояма пытается найти себе молодую невесту, устроив фальшивые кинопробы. Его внимание сразу привлекает тихая Асами Ямадзаки, которая воплощает все его представления об идеальной жене. Миике создаёт саспенс, сначала погружая в неторопливое развитие отношений главных героев, а затем позволяет Асами пропасть из поля зрения, оставляя Сигэхару самостоятельно копаться в её тёмном прошлом. При просмотре невольно теряешь связь с реальностью, не понимая, а был ли настоящим мешок со странным содержимым из квартиры Асами и были ли реальны смерти, которые постоянно видятся главному герою.
Самые страшные вещи приходятся на последние несколько минут фильма. Девушка-мечта оказывается не такой уж идеальной. За милым лицом скрывается психопатка, имеющая в арсенале кучу скальпелей, игл и шприцов, которые обязательно окажутся в теле героя. Миике в «Кинопробе» заставляет максимально отдалиться от страха, чтобы в самом конце шокировать довольно изощренным боди-хоррором.
Тёмные воды (2001)
Иногда лучше не смотреть на потолки в своей квартире, а то невольно можно стать главной героиней «Тёмных вод», снятых известным режиссёром Хидэо Накатой, подарившим известный всем «Звонок». Йошими разводится с мужем и пытается отсудить у него дочку, но для этого требуется доказать, что она хорошая мать. Героиня пытается найти работу и снимает квартирку на отшибе города. И здесь начинает разворачиваться отдалённо знакомый сюжет: в дело вступает ребёнок-призрак, вода, капающая с потолка, и возникающая из ниоткуда сумочка, на которой написано имя «Мицуко». Это тот самый призрак, навещающий мать и её дочку Икико.
Весь фильм строится на ужасе и тревоге, который испытывает Йошими, постоянно сталкиваясь с призрачным «соседом» и пропажей собственного ребёнка. Всё это приправляется потусторонними предзнаменованиями, вроде потопов, устраиваемых Мицуко. «Тёмные воды» становятся лихорадочным сном, в который погружается не только героиня, но и зритель, пытающийся разобраться в тайнах японских призраков.
Спираль (2000)
Спирали повсюду… Всё превращается в спирали: волосы, лица и тела. Люди буквально становятся жуткими улитками. Именно так выглядит экранизация одноимённой манги Дзюндзи Ито, ставшая дебютом режиссёра Акихиро Хигути. Обычный школьник Сюити замечает, что его отец буквально одержим спиралями. Его завораживают улитки, а вся утварь в его гончарной мастерской постепенно приобретает спиралевидные узоры и формы. Позже весь город оказывается охвачен «спиральной» эпидемией, от которой не сбежать, ведь пути для отступления оказываются захвачены дикой природой. Люди превращаются в улиток и расползаются по всему городу, а другие жители начинают поедать их, совсем обезумев от голода.
В этой киноленте нет зрелищных столкновений «монстров» и людей, действие развивается плавно, позволяя сосредоточиться на ужасах спиральных метаморфоз, происходящих с героями. Картина захватывает своим визуальным стилем, сосредоточенным вокруг болезненных зелёных тонов и кучи спиралей. Спорим, что до просмотра этого фильма, вы даже не задумывались, сколько вещей можно превратить в спираль?
Страшная воля богов (2014)
Ещё один фильм от Такаси Миике, в этот раз сосредоточенный вокруг концепта «королевской битвы», использующей мотивы японской мифологии. Школьники оказываются вовлечены в опасную игру: на одном из уроков перед ними появляется бог счастья, кукла-неваляшка Дарума. Всё это благодаря Такахана Сюну, который решил взмолиться к богам, ведь его жизнь стала слишком скучной. Но вместо радости древний бог приносит огромное количество смертей, вынуждая подростков играть в детские игры. Безобидные «Кошки-мышки» и «Зелёный свет, красный свет» превращаются в кровавую резню: у проигравших (прямо как в оригинальной «Королевской битве») взрываются головы или их расщепляет на атомы неизвестным лучом.
Фильм пугает жестокостью происходящего. Школьники умирают один за одним, и не знаешь, кто будет следующим или какой японский бог внезапно возникнет перед толпой перепуганных подростков.
Исцеление (1997)
Фильм Киёси Куросавы, в котором точно не будет детей-призраков и пугающих тёмных коридоров. В «Исцелении» действие разворачивается вокруг детектива Такабэ и череды странных убийств. Всех жертв помечают знаком «Х», высеченным на груди, а преступники сразу же сознаются в содеянном, но совсем не помнят, почему они что-либо совершили и какие вообще у них были мотивы. Дело так и остаётся загадкой, пока полицейские не встречают подозрительного парня, явно как-то связанного с этими преступлениями. Теория о гипнозе постепенно начинает подтверждаться, но возникает другой вопрос: насколько силён убийца?
«Исцеление» — достаточно тёмный триллер, в котором приходится обращать внимание на каждую мелкую деталь. Чувство страха и напряжения в фильме вырабатывается не за счёт зверской жестокости или излишне откровенных сцен, а с помощью наглядного изображения того, насколько хрупка человеческая психика.
А какой фильм вы бы добавили в наш список?