Мы продолжаем тематический месяц [adult swim]. После ностальгии по классным, но явно недооценённым мультсериалам погружаемся в историю ночного блока с безумными шоу, причём в самые её недры. Рассказываем, как Брак, Зорак и вице-президент Cartoon Network Майк Лаццо распахнули двери взрослой анимации.
Всё началось с канала Cartoon Network. Многие известные люди, работавшие c CN, внесли свой вклад и в развитие [adult swim]. Одним из таких деятелей был Тед Тёрнер — миллиардер и основатель телеканала CNN. Уже заметили это прекрасное созвучие между CN и CNN? В 1992 году Тёрнер купил права на все мультфильмы Hanna-Barbera. Новоприобретённое наполнение позволило запустить телеканал Cartoon Network, где всем знакомые мультсериалы транслировались 24/7. Круглосуточное вещание и полный фокус на анимационных шоу стали основной фишкой детского телеканала того времени.
Несмотря на свою уникальность, Cartoon Network всё же испытывал некоторые трудности. Перед руководством канала возникло две проблемы: какие оригинальные проекты нужно запускать и как оформить ночной блок вещания на детском канале?
В этот момент в игру входит вице-президент Cartoon Network Майк Лаццо, который тут же находит оригинальные решения. Он предлагает отдать ночной блок вещания под анимацию для взрослой аудитории. Новые мультфильмы для [adult swim] также станут первыми шагами для наполнения сетки вещания оригинальными шоу. Однако Тед Тёрнер скептически относится к задумке Лаццо и не даёт ему денег на осуществление идеи.
С полным отсутствием бюджета отметается и возможность нанять аниматоров и дизайнеров персонажей. Единственный выход Лаццо видит в использовании старых материалов Hanna-Barbera: героев, фрагментов анимации, целлулоидных листов. Но и тут его ждёт очередная неудача. Владельцы прав HB «дарят» ему только тех персонажей, которых руководство считает посредственными, неперспективными и забытыми.
К числу «ненужных» относились почти все герои, созданные комиксистом Алексом Тотом. Потомок венгерских иммигрантов начинал, рисуя газетные стрипы для нескольких печатных изданий в Нью-Йорке; но этого было мало, он всегда хотел расти, развиваться и пробовать создавать что-то новое. В 1947 году Тот перешёл в перспективную комикс-индустрию — издательство DC Comics. Там он стал одним из постоянных художников линеек комиксов о всем известных Зелёном фонаре, Чёрной Канарейке и Флэше. Однако позже Тот ушёл и оттуда.
В итоге Алекс устраивается аниматором и создаёт Space Angel — мультипликационный сериал о космических суперагентах. Шоу становится успешным, а Тоту приходит предложение создавать мультсериалы для Hanna-Barbera. Художнику поручают проект о супергероях, что расстраивает Алекса, ведь каноничные истории о людях со сверхспособностями наскучили ему ещё на этапе работы в комикс-индустрии. Тем не менее, аниматор создаёт «Космического призрака» — классическую супергероику того времени, где злодеи хотят захватить мир, а протагонисты всегда побеждают, восстанавливая справедливость и мир во всём мире. В качестве противников Призрака обычно выступают инопланетяне: красный космический кот Брак и громадный богомол Зорак. Кто бы мог подумать, что нежелание автора быть посредственным в комплекте с тягой творить подарят миру один из самых популярных мультсериалов эпохи.
Именно Космический призрак, Зорак и Брак попадают в руки к Майку Лаццо первым делом. Вице-президент Cartoon Network с командой сценаристов и аниматоров разрабатывает концепцию пародии на вечернее ток-шоу, где Космический призрак выступает в роли ведущего. С этой передачи и начинается история [adult swim]. Зацикленная анимация Призрака берёт интервью, а Зорак и Брак мелькают на фоне и участвуют в комедийных скетчах. В качестве гостей выступают реальные знаменитости: от Джима Керри и Кевина Смита до группы Bee Gees и Халка Хогана. К середине 90-х популярность «Космического призрака» достигает апогея, и в подтверждение тому есть забавный факт: NASA называют несколько скал на Марсе в честь героев шоу.
Аудитория хорошо приняла вечернее шоу «Космический призрак», и оно тут же стало негласным талисманом блока [adult swim]. Даже Тед Тёрнер оценил работу команды Лаццо и выделил бюджет на создание новых мультсериалов с позаимствованными у Hanna-Barbera персонажами: «МорЛаб 2021», «Шоу Брака» и «Харви Бёрдман, адвокат». Как и на Cartoon Network, на [as] также стали появляться шоу с оригинальными героями, среди которых сериал про команду фастфуда ATHF и «Домашнее видео», синефильская история о восьмилетнем мальчике, снимающем короткометражки.
Такова история зарождения ночного блока [as], превратившегося из рискованного эксперимента в масштабный культ. Вклад Лаццо и Тота сложно переоценить, ведь спустя много лет их влияние всё ещё будет заметно в сериал Adult Swim. «Космический призрак» вдохновит Эрика Андре на создание своего шоу, а «Харви Бёрдман» получит современный спин-офф «Бёрдгёрл», но это уже совсем другая история!