Бу! Испугался? Не бойся, мы всего лишь празднуем 30-летие фильма «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles) Нила Джордана. За столько лет экранизация готического романа Энн Райс стала культовой среди лент о клыкастых соседях. Выясняем, почему картина с Брэдом Питтом, Томом Крузом и Кирстен Данст — одна из лучших в своём жанре.
— Итак… Профессия?
— Я вампир.
Кровавое писание
Американский автор Энн Райс написала «Интервью с вампиром» в 1973 году, однако опубликовали роман лишь спустя три года. На книжной конференции она встретила будущего агента, который и помог продать дебютантке рукопись после многочисленных отказов. Позднее произведение расширилось до целой серии под названием «Вампирские хроники», в которую входят 14 книг. А ещё две истории, «Пандора» и «Витторио-вампир» вошли в цикл «Новые вампирские хроники».
В центре сюжета — 25-летний аристократ Луи (Брэд Питт в фильме), владеющий плантациями к югу от Нового Орлеана. Герой не может опомниться после трагической смерти брата, виня себя за случившееся. Не справляясь с душевными терзаниями, решает пойти на крайние меры — свести счёты с жизнью. Однако совершать задуманное не позволяет слабость духа. Тогда на его пути появляется вампир Лестат (Том Круз), который обещает избавить от боли и обращает в себе подобного. Далее начинается исследование клыкастой аристократической жизни. Параллельно развивается ещё одна сюжетная линия, в которой уже поживший в вампирском теле Луи исповедуется репортёру Дэниэлу Моллою (Кристиан Слэйтер) во всех красках трагедии.
Роман Энн Райс вырос из небольшой новеллы. Писательница решила расширить историю после личной трагедии — лейкемии дочери. Она перенесла образ девочки в строки: так родилась Клодия (Кирстен Данст) — малютка, которую Лестат обратил в вампира, чтобы удержать рядом с собой Луи. Бессмертие не принесло девочке счастья. Райс одной из первых ввела в вампирские циклы ребёнка-вурдалака. Позднее образ появится у Юна Айвиде Линдквиста во «Впусти меня». Скорбь Энн по дочери перекликается с чувствами Луи, оплакивающего брата. После произошедшего писательнице диагностировали обсессивно-компульсивное расстройство, одним из признаков и последствий которого стала паническая боязнь инфекций.
Экранное воплощение
Экранизация Нила Джордана близка к оригиналу. Однако отличается завязка: Луи мечтает о смерти не из-за чувства вины в смерти брата. Он скорбит по почившим жене и дочери. В остальном Джордан почти что досконально следует маршруту Райс, слегка утрируя и дополняя образы некоторых персонажей, а также добавляя интригу в финал. Интересно, что писательнице не понравился выбор Тома Круза на роль Лестата. Она мечтала увидеть на экране Рутгера Хауэра. Были мысли сделать центральных персонажей женщинами, отдав роли Шер и Анжелике Хьюстон. Однако персонаж остался за Крузом.
Факт: во время съёмок «Интервью с вампиром» случился первый поцелуй Кирстен Данст, которой на тот момент было всего 11 лет.
Готическая драма Нила Джордана вышла в прокат одновременно со второй частью новогодней комедии «Один дома» и при бюджете в 60 миллионов долларов собрала более 220 миллионов. Критики были в восторге, как и зрители. «Интервью с вампиром» собрал несколько номинаций на «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA, при этом Брэд Питт и Том Круз получили «Золотую малину» за дуэт.
Впоследствии коллекция воплощений романа пополнилась одноимённым балетом и мюзиклом «Лестат», комиксом «Интервью с вампиром: История Клодии», а также несколькими экранизациями — в числе которых сериал. Многосерийный проект от студии АМС переносит действие из XVIII века в начало XX с примесью современности (например, речь заходит и о ковиде), однако остаётся близок оригиналу.
Переосмысление образа вампира
Вампиры Энн Райс белокожи, обладают неистовыми глазами и прячутся от солнца, ведь оно способно превратить их прекрасное тело в пепел. При этом их сложно назвать типичными представителями вида. Другими способами клыкастых убить не так-то просто. Перерезать горло или поджечь — возможно. Ударить по голове распятием, бросить чеснок и воткнуть в грудь осиновый кол — ну уж нет. Они обладают быстрой регенерацией, вот только сверхспособностей не имеют. Немногие из них умеют читать мысли — лишь старейшие. Их максимум — быстрое перемещение в пространстве, да и то не всегда. По сути, это те же люди — просто долгожители на кровавом детоксе вместо смузи.
В книге и фильме Луи — вампир с повадками человека. Он до боли в сердце эмпат, который не может смотреть на страдания людей и причинять им боль. Первоначально герой старается не уподобляться своему создателю Лестату — питается крысами и в крайнем случае пуделями. Ему противны убийства и издевательства над людьми настолько, что он готов пожертвовать собой, но не может. Первая заповедь вампиров: быть могущественным, красивым и не знать раскаяния. Луи нарушает последнее предписание, а зритель или читатель узнаёт, что вампир может заплакать один-два раза за вечную жизнь.
Клыкастый аристократизм
В Голливуде закрепился образ кровопийцы, отправляющегося из Старого в Новый свет. Это эксцентричный, но при этом загадочный иностранец, в котором всё кричит о сексуальности. Он руководят оравой слуг и тщательно скрывает свои предпочтения. Давится человеческой едой, дабы не вызвать подозрений. Иногда переходит черту и ненароком выпьет проходящую мимо горничную, но по большей части старается держать себя в руках.
В более поздних вампирских лентах клыкастые начинают собираться в кланы, чтобы защищать друг друга. Время, когда вампир считался одиночкой и жил в высокой готической башне, давно прошло. Так, Лестат не хочет отпускать от себя Луи, старается переманить его на сторону убийцы и показать истинную сущность вурдалаков. Однако вампиры выглядят архаично среди людей — разница даже в манерах. Своё сообщество и у Армана (Антонио Бандерас) — старейшего вурдалака во вселенной Райс, руководящего сектой в Париже.
Наравне с божественным
Вампиры в цикле Энн Райс и фильме Нила Джордана приравнивают себя к Богу. «Бог может убить кого угодно, и мы — тоже», — говорит Лестат. Он запросто лишает жизни по два-три человека на дню, предпочитая охотиться на аристократов. Герой тома Круза уверен, что может распоряжаться судьбами других. То же касается и Армана, который за века жизни так и не нашёл доказательства существования Бога. По его мнению, мир составляют лишь вампиры и пустота. На протяжении книги и фильма Райс и Джордан рассуждают о превышении собственной свободы и смерти, ведь вечная жизнь — не всегда благо.
«Интервью с вампиром» — тягучее кино об экзистенциальном кризисе клыкастых созданий. Местами китч, местами — проникновенная драма о невыносимой тяжести бытия от лица, казалось бы, счастливейших из нас — бессмертных. Посмотрим, каким фильм покажется к следующему юбилею.