Долгострой отечественной анимации «Киберслав» от студии Evil Pirate Studio наконец добрался до релиза. 31 декабря вышел первый эпизод мультсериала, в котором славянский фольклор слился с элементами киберпанка в яркий микс. На «Хомяконе» посетителям представили первую серию, мы её посмотрели и задали несколько вопросов режиссёру и автору идеи Стасу Дмитриеву — о развитии вселенной, причудливых технологиях и актёрах озвучки.
— В интервью ты рассказывал, что до Evil Pirate Studio работал иллюстратором, в том числе над комиксами. Расскажи, что это были за истории.
— Все эти комиксы пошли в стол. Ничего не вышло.
— А о чём они были? Может быть, тоже киберславянский сеттинг?
— Не киберславянский, больше фэнтези. Что-то о других мирах, об альтернативной реальности, о мирах во сне. То есть, абсолютно фэнтезийное.
— А не думал в перспективе вернуться к комиксам, может быть, как раз в рамках расширения «Киберслава»?
— Мы планируем большое количество каких-то продуктов вокруг самой франшизы, в том числе и творческих. То есть мы развиваем «Киберслава». Я думаю, комиксы обязательно будут. Сам возвращаться к ним не собираюсь, потому что комиксы были моей переходной фазой. От той деятельности, которой я занимался, к той, которой хотел бы заниматься. Я всю жизнь хотел делать мультфильмы.
— «Киберслав» изначально задумывался как полнометражка, верно? Почему он превратился в сериал?
— Он не превратился. Дело в том, что «Киберслав» правда был задуман как полнометражный анимационный фильм. И когда мы пришли с этой идеей к «Плюс Студии», продюсерскому центру «Яндекса», выяснилось, что команде интересно сделать сериал. И общими усилиями пришли к тому, что не хотим дробить полный метр на серии, потому что обычно это получается довольно сырым.
Поэтому мы подумали и решили сделать предысторию, то есть первый сезон и задуманный сейчас на начальной стадии разработки второй сезон — они станут приквелами к полному метру. Сам он никуда не делся и не растворился. Этот сюжет всё ещё живёт и питает те произведения, которые мы сейчас выпускаем.
— Киберпанк очень разнообразный. Какие произведения в жанре тебе ближе? Не важно — в книгах, играх, аниме.
— Тот, с которого он начался, — с «Бегущего по лезвию». Ещё «Призрак в доспехах». Мне в принципе очень нравится киберпанк в разных направленностях. Именно настоящий, который не кончился потом и не стал объектом мета-переосмысления.
— В поп-культуре можно встретить примеры, где элементы древности сочетаются с современными технологиями — «Звёздные войны», «Дюна», «Метабароны». В интервью ты рассказывал, что у вас история обратная — элементы будущего вписаны в сеттинг прошлого. Как это меняет концепцию?
— А вот, кстати, это не вполне верно, потому что, как мы помним, «Звёздные войны» — это «давным-давно в далёкой-далёкой галактике». Так что никак не меняет. Принцип абсолютно тот же. То есть, вот мы сочетаем, казалось бы, несочетаемое и ищем, как перемешать два совершенно непохожих сеттинга, и на их стыках рождается интересная идея. И визуальные, и какие-то сюжетные моменты. Мне кажется, в этом плане совершенно не важно, что именно вливается в другое.
— Кстати, о сочетании. Как вы разрабатывали дизайн персонажей? Были ли какие-нибудь критерии, которых вы придерживались при отборе элементов фольклора, которые скрещивались с киберпанком или наоборот?
— Смотря о каких мы главных героях. Князю, например, просто оторвали руку, поэтому она у него такая. У нас была формула — это 70% фольклора и 30% технологии. То есть, плюс-минус мы этой пропорции придерживались. А по поводу разработки, это, наверное, надо всё-таки спросить у ребят-художников, которые этим занимались.
Лично я разрабатывал главных персонажей, там больше по наитию всё было. У Мирославы, например, сердце — элемент, который её характеризует. То есть, она болезненная, хрупкая девушка, там долгая история. Она дочь князя, у которого нет наследника. Он её не особо-то и любит, потому что она не может продолжить его род и всё такое.
Какие-то сюжетные элементы мы, естественно, от них в том числе строили. К каждому персонажу был индивидуальный подход.
— А вот, например, Киберслав. Расскажи, каким он предстанет в истории.
— Это сложный персонаж с большими внутренними демонами. Человек, который раздираем своим происхождением на две части, он полукровка — наполовину человек, наполовину нечисть. Естественно, он живёт среди людей, которые ненавидят нечисть, поэтому и он сам себя ненавидит. Киберслав думает, что его мать изнасиловал какой-то монстр, из-за чего он таким родился. Он себя отвергает из-за этого, и, естественно, опускается во все тяжкие — бухает, дерётся, занимается саморазрушением. Это человек, у которого нестабильное представление о себе. Его профессия — убивать нечисть, то есть по сути своих же сородичей. Это сложный персонаж, и у него такой ярко выраженный дуализм, он бесконечно занимается саморазрушением.
— Первый сезон будет больше сюжетно-цельным или он состоит из отдельных серий, рассказывающих о «монстре недели»?
— Мы делаем абсолютно горизонтальный сезон. Безусловно, в «Киберславе» есть какие-то элементы вертикальности, но это просто сюжетно нужно, чтобы у нас история не прерывалась. Каждая серия условно законченная, плюс-минус цельное произведение, но это, грубо говоря, длинный фильм на 180 минут. Так что проект сюжетно абсолютно цельный.
— У каждого богатыря есть свой противник. У Киберслава таковым будет некий «технологичный черт». Можешь подробнее рассказать о нём?
— Это Арт — он менее интересный в плане психологии персонаж. Это древнее существо, бесплотное, по сути этот персонаж — облачко нанороботов, проецирующих голограмму своего внешнего облика. Он древний, из времён, которые живущие в нашем мире люди уже и не помнят. Арт для них абсолютно потусторонний, так что они его считают нечистью. Хотя по факту он робот. Его историю мы как раз раскрываем по ходу сюжета, потому что он такой непонятный — с него фактически сюжет начинается в первой серии с этой погоней за безголовой женщиной-монстром. И там мы как раз его раскрываем: он пару раз перевоплотится в другом каком-то дизайне, но больше, наверно, в его осознании себя.
— Расскажи, как вы искали актёров озвучки на главной роли, потому что вот у вас, например, Иван Жарков озвучивает «Киберслава», и местами в серии действительно складывается впечатление, что перед нами русский аналог Тора.
— Жаркова я придумал позвать. Мне просто всегда очень нравился голос Тора в фильмах Marvel, не то чтобы хотел я перенести что-то. Естественно, он сыграл у нас в мульте совершенно по-другому — это не Тор, и тембр у него иной. Но мне всегда нравилось, как он работает с Одинсоном, и я хотел, чтобы он поработал и для нас. Почему-то Жарков мне вот первым пришёл в голову, и я сразу понял, что надо с ним связаться.
— А остальные?
— Валю Ляпину и Глеба Калюжного предложила команда «Плюс Студии». У меня не было чёткого представления, по крайней мере, о Милославе — какой должна быть актриса, которая может отыграть это всё, и, собственно, у меня какой-то особой привязки не было. И ребята, на мой взгляд, хорошо справились с поставленной и вверенной им задачей.
Мне очень хотелось позвать Петра Гланца — настолько сильно, что он в итоге две роли сыграл. А Ведагора озвучил Станислав Концевич. В детстве я смотрел мультик по Fox Kids — «Жизнь с Луи», где он озвучивал отца Луи, и я бесконечно люблю этот голос. Я мечтал когда-нибудь поработать с этим актёром, и наконец получилось. Это большой профессионал, глыба! Он пришёл и за два часа закрыл роль на восемь серий. Я не знаю, как у него получается. Мы иногда с актёрами восемь часов пишем четыре серии. А тут просто человек пришёл и всё с первого дубля. Профессионал.
— На презентации вы упоминали, что сезон будет не один, а в интервью — о полнометражке. Собственно, какая у вас карта развития вселенной?
— Пока это предположительно два сезона, потом полнометражка, а потом дальше ещё сезон. Пока так.
— Сколько будет эпизодов в первом сезоне, и какие они по продолжительности?
— 20 с лишним минут. Восемь серий.
— Они будут выходить еженедельно?
— Нет, поскольку сериал у нас действительно инновационный, особенно для российского производства, мы частенько изобретаем велосипед. Мы решили не томить аудиторию. Вместе с Кинопоиском на эту тему подумали серьёзно и решили, что надо всё равно дать какую-то разрядку для аудитории и показать дебютную серию. У нас эпизоды будут выходить в свободном графике, нет какого-то фиксированного расписания, который мы могли бы заявить уже сейчас. Следующий эпизод мы выпустим в 2025 году, а когда — следите за анонсами.
— То есть, 31 декабря, только первая серия?
— Да, то, что мы показали на «Хомяконе» и пока всё. Потому что мы одновременно сейчас доделываем эти серии.
— А целиком мы их сможем увидеть в 2025-м?
— Я очень надеюсь.
— В интервью ты упоминал, что «не думаешь, что у нас какой-то особый русский менталитет, который отторгает супергероев». Что думаешь об эволюции Bubble Studios и их кинокомиксах?
— «Майора Грома» видел, по-моему, только первую часть. Это очень круто в плане визуала. Классно, что у этой супергеройской истории есть зритель. Я действительно видел, как ребята вкладываются в свой продукт, каждая вложенная копейка видна на экране.
— А какой жанр тебе ближе?
— Не знаю, я просто люблю интересные, необычные истории.
— А вот за этот год, например, ты что-то смотрел?
— Меня уже несколько раз спрашивали о чём-то интересном за последнее время. Но я мало смотрел. Я работал над тем, чтобы кто-то посмотрел мой сериал, я почти не спал последние пару недель, чтобы доделать его. У меня есть время поработать, потом вернуться домой и с детьми провести время. Больше ни на что. Я иногда смотрю сериалы на втором экране, пока работаю, но, поскольку на них не смотришь, они легко выветриваются.
— Ваши коллеги из Birchpunk в прошлом году выпустили «Кибердеревню», в которой российская действительность сочетается с технологиями будущего. Что думаете об их проекте?
— В первую очередь мне очень нравится, что этот проект, насколько знаю, плюс-минус вырос так же, как мы. То есть, была какая-то приколюха в роликах на ютубе, и после всё превратилось в сериал — это просто замечательно. Каждому человеку, который выпускает на ютубе что-то, что он любит, и пытается, чтобы люди об этом посмотрели, желаю пройти такой же путь. Сериал я не смотрел, но сам факт его существования мне очень нравится.
— Не опасаешься, что ваши сеттинги будут восприняты близко и кто-нибудь решит, что «Киберслав» и «Кибердеревня» происходят в одной вселенной?
— Так не может быть, потому что у них всё-таки современность, смешанная с киберпанком, а у нас древнее славянство, выдуманное и смешанное с киберпанком. Мы вообще в этом плане, к счастью, не пересекаемся. Мы друг друга только можем немножко подпитывать аудиторией. У нас же всё-таки всё по-разному: у них намного больше иронии внутри. А у нас всё-таки больше драмы. И, тем не менее, люди на некоторых сценах смеялись.
— Хорошо. Ты сказал, что не так много смотрел в 2024-м, но, может быть, ты следишь за какими-то новыми релизами. Из анимации этого года что-нибудь можешь посоветовать?
— «Дикий робот». У него стилизация прикольная. История плюс-минус стандартная, конечно, в этом я ничего необычного не вижу, но визуально сделано прикольно.
Я второй сезон «Аркейн» ещё могу посоветовать, даже если я его не видел. Потому что это «Аркейн». Там первый сезон семь лет с такими баблищами производили. Это нельзя посмотреть и не удивиться, как это круто.
Мне нравится, что 3D-анимация долгое время как будто бы старалась стать кино, а теперь обратно в стилизацию уходит. И это хорошо, потому что не надо анимации становиться фильмами, не нужны ей гиперреалистичные текстуры и всё прочее. Они должны быть живописными.
— Поэтому «Аркейн» так понравился?
— «Аркейн» как раз дико стилизован. Чтобы вы понимали, при просмотре «Аркейна» ты думаешь, что большая часть фонов сделана в 3D, а они вручную нарисованы. Там прям можно посмотреть, как это работает. Это очень круто. Либо проекция 2D-шных рисунков на 3D или что-то подобное. Они изобретали разные штуки — это очень круто, и у них именно живописности намного больше, чем люди думают.
— А для «Киберслава» вы как определяли, в какой стилистике всё должно быть нарисовано?
— Я просто нарисовал прикольных персонажей. Хотелось что-то новое. То, что мы и попытались реализовать в итоге в сериале. Это и не должно было быть ни аниме, ни французской школой дизайна. Хотелось что-то своё изобрести. В трейлере 2018 года это не так хорошо получилось, а вот в сериале в версии, которая получилась, очень хорошо.
— Можешь подробнее рассказать о дизайне монстра из первой серии? Выбор очень необычный.
— «Плюс Студия» нас редактировала очень нежно, на этапе сценария нас не останавливали в творческом полёте. Нам удалось создать необычного персонажа, который действительно выглядит «крипово». Многие зрители в отзывах на первую серию пишут и о том, насколько их удивил и поразил образ этого создания, в том смысле, что выглядит действительно страшно. Учитывая возрастной рейтинг проекта, а он у нас 18+, мы понимали, что можем предложить такую визуализацию.
— А будут ещё подобные монстры в сериале?
— Нет, подобных, к сожалению, нет. Дальше уже более классические.
— Как ты считаешь, работал бы «Киберслав», если бы у него был рейтинг не 18+?
— Да, но хуже.
— А в чём бы это проявлялось?
— Поскольку у нас авторское произведение и это не продюсерский запрос, а именно авторское кино, то авторам, которые задумали это произведение, важно иметь возможность своё представление о проекте реализовывать тем образом, которым оно было задумано. Если бы у нас были ограничения, скорее всего, настолько круто и драйвово не получилось бы — если мы говорим о внутренней кухне.
А внешне, не знаю, всё-таки мы изначально и рассказывали об этой истории, словно мы панки из мира анимации. Мы хотели сделать всё именно так. Короче, работаем на контрасте. У нас в России очень много проектов для дошкольников и очень много мультов для детей постарше. И вот на фоне всего этого хотелось прямо об колено сломать ожидания. И я думаю, что мы смогли.