С 16 августа 2021 года эфир 2х2 превратился во вселенную блоков, один из которых — «Аруто ТВ» — ведёт косплеер Катя Мирасоль. В нём она рассказывает про аниме, создание костюмов и культуру Японии. После перезапуска телеканала, когда впереди столько нового (но всё равно 2х2), мы узнали у Мирасоль, как развивалась индустрия косплея, объективирует ли фансервис моделей и почему отдельный блок в эфире — важный для этой сферы шаг.
— Какие ощущения от перезапуска?
— Мы до последнего момента работали, а когда канал перезапустился, у меня тут же взорвалась личка: писали знакомые, друзья, зрители. Мама очень обрадовалась: «Дочка в телике!» Но это только начало, будем работать дальше.
— Сейчас ты куратор на телеканале 2х2 в блоке «Аруто ТВ», будешь рассказывать про культуру Японии и легендарного Наруто. Как ты отреагировала на предложение от 2х2?
— Я совершенно не ожидала! Когда ребята написали, я думала, что еду на встречу как консультант, чтобы рассказать о косплее. Я ответственно села, накреативила тем и вопросов, приехала, а они предложили вести отдельный блок. Конечно, я согласилась, ведь косплееры обычно сидят где-то в своих пещерах, куют мечи, шьют платья, при этом очень много знают про эту сферу, но не всегда есть время делиться. А тут 2х2 поддержал и дал возможность транслировать информацию в массы. Это круто!
— Какие челленджи, задачи ставишь себе в кураторстве?
— Мне очень хочется адаптировать к нашему зрителю тему Японии и самого косплея. Эта культура достаточно быстро развивается, и сегодня хочется давать аудитории не только что-то весёлое, но и информативное. Дикое желание много всего рассказать, думаю, мы будем делать это поступательно, добавлять интерактивы со зрителями. Я уже активно отвечаю в личке, слушаю мнения, отмечаю, какие идеи предлагают.
— Расскажи, как начиналась твоя история в мире аниме? Как ты стала частью аниме сообщества в России?
— Я занималась в эстрадном шоу-театре, и моя лучшая подруга увидела объявление о прослушивании по вокалу на аниме-вечеринку. Я тогда безумно фанатела по «Рубакам» (The Slayers), выучила все опенинги, нашла минусовки и пела порой в театре их. Тогда подруга записала меня на прослушивание, придумала мне псевдоним, с которым ассоциировала («Мирасоль» — с испанского «Подсолнух»). После прослушивания мне предложили в этот же день выступить. С этого момента началась активная деятельность. Вскоре с этими ребятами я попала в одну команду по организации аниме-вечеринок. Сначала это было моим хобби, но чуть позже решила полноценно перейти в ивент-бизнес. Побывала на международных конференциях, а потом, когда добилась, чего хотела, остановилась конкретно на косплее.
— Где успела побывать?
— Я организовывала международные конференции в Саудовской Аравии, Армении, Вьетнаме, Индонезии, Франции, Турции, Корее. Английский язык, конечно, открывает все двери. Многое успела посмотреть, больше всего скучала по домашней еде: налетала по приезде на картошку, молоко, наш свежий хлеб, свёклу — в некоторых странах она вообще считается контрабандой.
— Ты профессионально занимаешься косплеем. Расскажи про эволюцию косплея: как из хобби это превратилось в способ зарабатывать?
— У нас косплей не сильно признавался, особенно в начале 2000-х, когда он только начал развиваться. Тогда ещё не было возможности что-то посмотреть по интернету — даже картинки грузились слишком медленно. Встречались небольшими группами, как реликвию передавали друг другу VHS-кассеты на квартирниках. Парики и костюмы было невозможно найти, поэтому страдали мамины шкафы. Доспехи делали из обоев, ватманов, а если в квартире лежал линолеум, то постепенно он начинал исчезать.
Косплей, особенно старшее поколение — это не пивасик во дворе попить да за аниме затереть. Он многому обучал: те, кто владел боевыми искусствами, объясняли другим, как драться на мечах. Это было нужно для выступлений. То же самое с танцевальными номерами. Учились шить, крафтить, паять, клеить доспехи — этакий формат пионерского лагеря.
Когда же наладилась коммуникация с зарубежными косплеями, в Россию завезли материал EVA для разработки костюмов. А раз у нас ребята способны в гараже из гвоздей и подручных материалов собрать что угодно, то с расширением знаний и возможностей индустрия быстро пошла в гору. Сейчас такое увлечение уже не осуждается, можно открыто делиться, чему я безумно рада.
@mirasolcosplay Have you already heard the new song from KDA?#YouWantMore #KDAMORE #ALLOUT #KDA #leagueoflegends #Sonacosplay @k@kda_music
♬ MORE - K/DA & Madison Beer & (G)I-DLE
— Расскажи подробнее, из чего состоит индустрия косплея.
— Можно заниматься созданием косплеев, укладывать парики, быть моделью, шить костюмы, сводить треки, монтировать видео, дизайнить в 3D — так как я в косплеинге с самого начала, когда ещё ничего не было, поэтому умею всё. Сейчас же занимаюсь больше корректировкой париков, а если потребуется, могу и паять, и крафтить.
— Как сегодня в России и мире принимают косплееров?
— Часто создатели игр кооперируются с косплеерами: например, в Саудовской Аравии League of Legends к открытию нового сервера пригласили косплееров, обеспечив проживание и полную охрану. Или недавно я была на двухдневном интенсиве именно по обучению, как создавать косплей, в России по государственному гранту. Индустрия расширяется, это здорово!
— Ты занимаешься и фансервисом. Как в обществе к этому относятся и не объективирует ли это женщин?
— По сути, это чаще всего инициатива только в соцсетях: на фестивали с фансервисом бессмысленно выходить, потому что оценка косплея идёт по уровню мастерства. Как ты купальником можешь это показать?
В фансервисе не только девушки: просто нас объективно в отечественном косплее больше. В некоторых странах, той же Саудовской Аравии, не всем девушкам можно косплеить, поэтому часто парни создают женские образы.
Вопрос объективации — простой и сложный одновременно. Объективация начинается в голове у зрителя, потому что косплеер только отыгрывает персонажа — таким, каким его задумал автор. Почему-то после фото в купальнике или плавках на пляже нет никаких последствий, а за косплей должны быть. Хотя это, по сути, одно и то же.
— Какой самый дешёвый и самый дорогой косплей у тебя был?
— Например, вы хотите закосплеить героиню-школьницу. На Aliexpress, если постараться, можно найти форму где-то за две тысячи. Но к этому нужен парик: средний идёт от тысячи, плюс, нужно его уложить, а это дополнительная стоимость. Босоногой идти не вариант. Это тоже траты. А ещё гетры, рюкзачок, фотосъёмка, студия — суммарно выходит уже около 10-15 тысяч. И вот у нас выходит этот дешёвый косплей, который начинался с костюма на Aliexpress.
Если мы говорим о сложном крафте, тут только сам материал обойдётся минимум в двадцать тысяч. А что говорить про полноценный образ.
При этом, например, в Китае обычный косплей не интересен: у них под это заточены заводы, выходит недорого. А вот закосплеить костюм огромного торта из какого-нибудь Средневековья — всё, вы богиня! В России мы к шитью относимся поспокойнее и ценим больше детали. Это важно учитывать, если вы участвуете на международных фестивалях.
— Как на фестивалях реагируют на косплееров? Часто ли трогают без спроса костюмы или отпускают какие-то комментарии в твой адрес?
— У меня никогда не было негативного опыта общения с посетителями. Я всегда хотела повеселить народ, пообщаться с ним. Ведь люди приходят на фестиваль, потому что хотят праздника. Получить от любимых персонажей кусочек тепла, поэтому я всегда рада поговорить и обняться.
— И напоследок назови три любимых косплея, которые тебе удавалось делать.
— Это Mistress 9 из вселенной Sailor Moon по артам художницы NoFlutter. Ещё Лис Youko из игры Onmyoji online и Кошка Луна в человеческой форме из Sailor Moon.
А сам блок в эфире 2х2 смотрите с понедельника по четверг в 18:50.