Международный и самый масштабный фестиваль медиаискусства INTERVALS проходит в Нижнем Новгороде с 2017 года. В 2024 году программа заняла целых пять дней, куда вошли проекты и аудиовизуальные перформансы художников со всего света. Мы поговорили с организаторами о том, каким получился фестиваль, а ещё обсудили с командами художников особенности их работ.
С 2017 года фестиваль прошёл длинный путь и сильно изменился. По словам Ксюши Чеховской, соосновательницы и куратора фестиваля, Intervals 2017 и Intervals 2024 со стороны могут показаться абсолютно разными. В прошлом — однодневный, вмещавший всего две тысячи зрителей. Сейчас — огромное пятидневное событие с расширенной перформативной и музыкальной программой, занимающей 17 локаций. Увидеть фестиваль своими глазами хотят многие. В этом году 350 тысяч людей из разных городов и стран приехали в Нижний Новгород.
«Однако миссия у нас всё та же — познакомить как можно больше людей с медиахудодниками из России и мира, а также с их произведениями. А ещё предоставить площадку международного уровня для презентации самых ярких проектов», — добавляет Ксюша.
Природа и технологии соединяются в медиаискусстве
Nidum или «Гнездо» от Splaces Studio — инсталляция из ивовых прутьев, созданная по принципу плетения птичьих гнёзд. Она взаимодействует с окружающей средой, реагируя на изменения звука. Главный вопрос, который ставят авторы, — могут ли технологии помочь человеку гармонично взаимодействовать с природой. По мнению Splaces Studio, они позволяют флоре «говорить» на языке искусства, преобразуя естественные процессы и явления в аудиовизуальные произведения.
«Мы стремимся создавать арт-объекты, отражающие идеи работ Бруно Латура и Тимоти Мортона. Латур подчеркивает необходимость нового взгляда на взаимодействие общества и технологий с природой, а Мортон говорит о симбиотическом сожительстве с нечеловеческими формами жизни, — объясняет сооснователь и креативный директор Splaces Studio Андрей Шибанов. — Их объекты не просто декорируют пространство, а выстраивают мост между человеком и природой. Мы считаем, что технологии усиливают влияние природы, поэтому её воздействие на нас становится более глубоким и эмоционально насыщенным. Это позволяет не только наслаждаться красотой, но и осознавать важность взаимодействия с окружающим миром».
Идея гнезда, пришедшая к художникам во время поиска места для скульптуры на фестивале «Ночь света» в Гатчине в Ленинградской области, идеально вписывается в концепцию. Увидев живописную локацию между деревьями у воды, вспомнили о скрытой красоте и сложности природных убежищ — птичьих гнёзд. Это вдохновило студию изучить и переосмыслить природные формы в современной скульптуре.
«Гнездо — это символ уюта, дома и места, где природа и технология могут сосуществовать гармонично. Ивовые прутья и светодиодные ленты визуально и концептуально объединили природные и технологические элементы в единое целое, создав гигантское гнездо, которое не только впечатляет своим видом, но и приглашает зрителей к размышлению», — добавляет Андрей Шибанов.
Работы многих художников, участвующих в фестивале, говорят о взаимодействии природы и технологий, а некоторые даже касаются проблем экологии, как турецкий медиахудожник и креативный директор медиа-студии DECOL Ахмед Саид Каплан (Ahmet Said Kaplan). Для него связь с окружающей средой всегда была основой течения жизни, однако, по его мнению, в современном мире люди стали забывать о фундаментальной связи и нарушили естественный ход вещей.
«Я не теряю надежды, что технологии могут использоваться на благо природы. Начиная работу над инстлляцией Mirora: Unfold, я задавался вопросами: “Может ли произведение искусства создавать себя само, способно ли оно использовать то, что видит во внешнем мире, для формирования визуальных и слуховых элементов?”», — рассказывает Каплан. — Меня интересует, как обычные природные явления могут быть смешаны в симуляции и показаны с другой точки зрения. Лист, тихо покачивающийся на ветвях дерева, солнце, создающее завораживающие тени… В этом контексте каждое незаметное движение проявляется в работе в качестве уникального ритма. Сенсор, используемый для восприятия внешнего мира, ведёт себя как высокодетализированный человеческий глаз с высоким разрешением, мгновенно улавливая все видимые естественные движения и превращая Mirora: Unfold в живую инсталляцию».
Медиахудожники уделяют большое внимание экологичному взаимодействию инсталляций с окружающей средой. Так, Splaces Studio минимизировали вред «Гнезда». Пение птиц, издаваемое скульптурой, не мешает живым существам. Для этого при выборе звуков студия отказалась от частот, которые пернатые могут воспринять в виде сигналов опасности или призыва к размножению. Команда тщательно настроила диапазон и интенсивность, чтобы минимизировать распространение звука.
«Мы использовали разработки в области искусственного интеллекта для анализа и модификации звуковых треков, что помогло оптимально сбалансировать и гармонично вписать его в естественный звуковой ландшафт. Технологии учитывают множество переменных, включая времена года, погодные условия и даже время суток, подстраивая звуковое воздействие под конкретные условия, чтобы минимизировать его влияние на окружающую природу», — добавляет сооснователь и креативный директор студии Андрей Шибанов.
Нейросети и интерактивные технологи — новый виток в искусстве
Вообще фестиваль медиаарта — это само по себе совмещение технологий и искусства. Его участники активно используют нейросети, передовые мультимедиа и интерактивные технологии. Андрей Тубольцев — генеральный продюсер Intervals Festival — считает, что переосмысление привычного мультимедийного оборудования вроде лазеров, световых приборов, LED-экранов и проекторов художниками с технической точки зрения каждый раз вызывает восхищение. А его коллега, генеральный продюсер Intervals Festival Антон Колодяжный объясняет, что современные технологии значительно трансформируют и обогащают медиаискусство, предоставляя новые инструменты и возможности для художников и зрителей:
«Это то, что движет искусство вперёд, позволяет воплотить в жизнь то, что вчера казалось невозможным. Например, огромный экран в небе, состоящий из матрицы дронов. Целое поле для экспериментов», — добавляет Антон.
Так, Splaces Studio использовали нейросети для воссоздания голосов птиц в инсталляции гнезда. Для этого они собрали целую библиотеку звуков в несколько десятков минут аутентичного пения разных видов птиц Карелии, а после использовали их как обучающие данные для свёрточной нейронной сети — алгоритмов, которые помогают распознавать образы, классифицировать изображения, анализировать и обрабатывать видеоряд. Методы Reinforcement Learning помогли научить систему генерировать пение, которое не только копирует, но и варьирует звуки. Каждый раз нейросеть создавала нечто уникальное, что позволяло имитировать непредсказуемость птичьего пения. Антон объясняет:
«Голос или смех человека влияет на аудиовизуальную композицию. Например, меняет освещение или добавляет новые элементы в пение птиц, такие как уханье сов».
Как городская архитектура взаимодействует с аудиовизуальными перформансами
Сооснователь и куратор INTERVALS Ксюша Чеховская считает, что наиболее перспективными форматами нового сезона стали аудиовизуальные перформансы. Раньше они добавлялись в программу точечно, в качестве эксперимента. Например, выступления известных французских художников Nonotak с лайвом Shiro и российской студии Stain, импровизация композитора Александра Зарипова. В этом году с двухдневной программой AV-перформансов интерес к формату резко возрос. Ксюша поясняет: «У жанра появилась своя качественная аудитория, учитывая, что количество художников российской сцены выросло».
При этом, организаторам и художникам необходимо учитывать не только взаимодействие инсталляций и перформансов с природой, но и с архитектурой города. Гармоничная интеграция современного искусства в городские ландшафты — сложная работа, требующая аккуратности.
«Есть здания и интерьеры, где нужна особая инсталляция, подчеркивающая архитектурный, исторический или характерный стиль пространства. Но встречаются и промышленные площадки, где идеи художников могут быть безграничными», — говорит генеральный продюсер Intervals Festival Андрей Тубольцев.
Медиахудожник и архитектор Жереми Белло (Jeremie Bellot) на фестивале представил архитектурную проекцию, которая транслировалась на фасад одного из зданий Нижнего Новгорода:
«Мне нравится идея преобразования архитекурного наследия с помощью пикселей, света и звука, — говорит Белло. — Я специализируюсь на архитектурных и монументальных проекциях, работал над геометрическими движениями, вдохновленными природой. Морфируя фасад и придавая ему более органичную форму, я делаю архитектуру динамичной и живой».
Дуэт медиахудожника и креативного продюсера Саши Коджо и Алисы Давыдовой также интегрирует свою работу в городское пространство. Инсталляция BEACONS вписана в рощу, объединяя лэнд-арт и медиаарт. Саша и Алиса создают проекты в значимых культурных и природных местах, которые, по своей форме, динамике, свету и звуку, черпают вдохновение из окружения и подчеркивают интересные аспекты места.
«Мы обратили внимание на эту берёзовую рощу ещё в 2022-м, когда участвовали в INTERVALS как media.tribe. На тот момент мы около года путешествовали по миру, и, увидев берёзы, почувствовали, как что-то тронулось внутри, и поспешили их обнять, — рассказывают художники. — Помимо ностальгии, роща заинтересовала нас эстетикой: все берёзы одинаковы, специально высажены рядами в идеальную клетку, что оказывает неестественный сюрреалистический эффект. От чёрных пятен на стволах рябит в глазах. От рощи у нас осталось двоякое впечатление, потому что, с одной стороны, это символ родины и русской природы, а с другой — что-то нарочито искусственное и неестественное. Инсталляцией мы подчеркнули дуализм, показали, как объект способен сочетать в себе противоположные характеристики, в зависимости от точки зрения и восприятия. Через этот дуализм мы попытались отрефлексировать свой опыт эмиграции и исследовать свою культурную идентичность».
Фестиваль помогает открывать новые места города, интегрируя их в программу фестиваля. Генеральный продюсер Intervals Денис Чучко объяснил, что так было с Пакгаузами, фабрикой «Маяк», Казанским вокзалом. В какой-то степени команда помогла реновации городских площадок. Например, после одного из фестивалей фасад швейной фабрики «Маяк» отреставрировали, внутри создали большой креативный и выставочный кластер.
Гипнотическая музыка и лекции об индустрии
В этом году Intervals отличился не только аудиовизуальными перформансами, но и музыкальной и образовательной программами. Генеральный продюсер фестиваля Антон Колодяжный, который отвественен за музыкальную составляющую Intervals, рассказал, что, вдохновляясь опытом 2019 года, они решили создать событие с живыми актами, минимальным количеством заранее подготовленных сетов и максимальной зрелищностью. Динамика постепенно нарастала, техническая сложность актов, наоборот, уменьшалась. Это зависело от аудитории: вечерняя любит разнообразие и перформативность, а ночная увлечена гипнотическими и минималистичными выступлениями.
Образовательная программа в этом году создавалась вместе с «Британской высшей школой дизайна». Список тем расширился: начиная лекциями о работе в мультимедиа-индустрии, инструментах медиахудожников и авторских подходах, заканчивая трендами современного искусства.
В этом году Intervals представил большое количество захватывающих работ, плотно связанных с темой взаимодействия природы, человека и технологий. Аккуратно вписываясь в архитектурное наследие Нижнего Новгорода инсталляциями, перфомансами и музыкальными программами, фестиваль словно расширяет городское пространство и наделяет его магией. Статью хочется закончить высказыванием Павла Недостоева из группы художников PANTERRA, чьи работы исследуют вопросы будущего человечества:
«Мир будущего — это сад. Он должен быть разнообразным, полным разных форм творчества и точек зрения, ни у одной из которых не будет «правильного» центра. Идеальный мир будущего — мир без страха, наполненный любовью. Всё, что описано разными религиями и философами. Сейчас достаточно начать с принятия и уважения личных границ каждого из нас».