Как насчёт сыграть в картишки с Лешим насмерть? Обещаем, будет весело и совершенно небезопасно! Сделать это можно в жуткой карточной игре Inscryption от создателя Pony Island Дэна Маллинса. Если вы с ней знакомы, то знаете, что от этого инди-разработчика стоит ожидать разрушения всех рамок и четвёртых, пятых и шестых стен. Сейчас мы расскажем, что именно ломает Inscryption и почему к ней не стоит поворачиваться спиной.
Если честно, то об этой игре лучше вот вообще ничего не знать и запускать вслепую. Inscryption строится на твистах и спойлерах, мы расскажем только про её верхний слой, на котором основали промо-кампанию. Если вы нам доверяете и вам достаточно слов «очень рекомендуем», то дальше не читайте.
Например, та же Pony Island была хоррором под прикрытием милой игрушки про пони — в центре сюжета был игровой автомат, одержимый Дьяволом и поглощающий души игроков. Тогда разработчик допустил ошибку и сразу в трейлере показал, что сюжет стремительно начнёт катиться в Ад. С Inscryption он всех переиграл, разделив игру на большие сюжетные слои, и показав миру лишь первый. Подробно мы вам расскажем только о нём, а остальные абстрактно опишем, чтобы не портить сюрприз.
Итак, место действия первого слоя — хижина одинокого Лешего, который заманивает путников к себе и заставляет играть в карты. Попутно он становится рассказчиком и гейм-мастером, ведёт повествование о ваших приключениях и сражениях, а также лично отыгрывает всех боссов. И сразу понятно, что у Лешего не все дома, потому что расщепление личности — на лицо. Он целыми днями и ночами сидит один дома, ему нечем заняться, вот он и ловит путников и заставляет играть. Примерно этим нам предстоит заниматься на длинные выходные.
Геймплей в Inscryption разнообразный — там и карточная игра, и рогалик, как Hades, и эскейп-рум. Сами карточные бои построены на хитрой механике жертвоприношений — то есть, чтобы призвать волка, вам буквально придётся зарезать несколько белок (да, церемониться тут не будут, и это только начало «симулятора сатаниста»). Бои пошаговые, а урон, который игроки наносят друг другу, кладётся на весы — чья чаша первой коснётся стола, тот и проиграл. Можно немного читерить ценой своего физического и психического здоровья: например, вы в любой момент можете вырезать себе глаз (да) и положить его в чашу Лешего, чтобы получить преимущество. Но для этого сначала понадобится найти нож.
Найти его можно во втором подслое первого слоя (вы еще не потеряли нить?). В любой момент вы можете встать из-за стола и пойти погулять по хижине, которая сделана как классический эскейп-рум с головоломками, скрытыми отсеками и т.д. По мере игры в карты вы будете получать подсказки, которые помогут раскрыть тайны жилища Лешего и получить новые возможности в боях — например, то самое вырезание глаза. Плюс, постепенно вы начнёте замечать, что творится что-то странное, но мы обещали не говорить что.
Третий подслой — это рогалик со сторителлингом от Лешего. Он будет разворачивать перед вами разные карты местности, по которым вы будете двигать фигурку, находить бонусы, менять свою колоду и т.д. Некоторые бои действительно сложные, а правила устанавливает сам Леший, так что готовьтесь много раз начинать заново, ведь он церемониться не будет (хотя и кодекс чести чтит, он не отрицательный персонаж, скорее трагический).
Структурно Insryption похож на «Тьму» от Netflix, как раз по своей многослойности. Сериал хитро играл с ожиданиями и догадками зрителей: сначала он методично выстраивал одну картину происходящего и оставался в её рамках, но в определённый момент сжигал её к чертям, открывая ещё большую картину и ещё большие рамки. И этот трюк повторялся несколько раз, постоянно удивляя зрителя новыми подробностями и растущими масштабами.
В Inscryption ровна та же механика, только она не просто пару раз перевернёт сложившуюся картину мира, а заставит её бешено крутиться вокруг своей оси 24/7. Маллинс превратил свою новую игру в бесконечный фокус, генератор сюжетных твистов, который не перестанет вас удивлять до самого финала и не даст покоя после.
Немного личного экспириенса: после концовки Inscryption (а играл я в неё, как полагается — ночью) я лёг спать, но несколько часов не мог заснуть, потому что вспоминал всякие мелкие детали, которые даже не удосужился исследовать. И получается, что я, может быть, понял, что творится в самой игре, но остался в неведении о происходящем на самом высоком слое.
Это кинослой, потому что Inscryption — не только игра, но и экранизация классических крипипаст про одержимые игры и конспирологию. И тут речь не об интерактивном кино вроде TellTale, а о настоящем клиповом фильме, кусочки которого вы будете получать по мере прохождения. И это чуть ли не самая жуткая часть игры, потому что в ней больше всего тайн. События в принципе понятны, но их причину придётся искать внутри Inscryption, а автору не сильно важно, чтобы вы их нашли, так что он не боится прятать их в самые удалённые места. И поэтому так хочется пройти её снова, чтобы понять ВСЁ.
В итоге перед нами одна из самых оригинальных и смелых инди последних лет, которая не боится обманывать игрока, не удосуживается раскрыть ему все тайны и не перестаёт удивлять. Это одна из самых хитрых карточных игр с богатыми механиками и элементами рогалика. Это одна из лучших крипипаст, которая заставляет бояться и буквально оживает на ваших глазах. Это трагическая история, в финале которой вы вполне можете расплакаться. Inscryption — это уникальная игра, которая сделает вас одержимым. И поэтому к ней нельзя поворачиваться спиной.
Ключ на игру был предоставлен издателем.