Офисная жизнь давно стала своеобразным жанром, благодаря тому же «Офису» и «Офисному пространству». Истории об угнетённых клерках, безбашенных начальниках и отношениях между отделами обрели ещё большую популярность на фоне карантина, когда все сидели по домам и романтизировали корпоративные коробки со столами и компьютерами. Плюс помогает общая усталость от капитализма, культа продуктивности и жадных корпораций. Игры — не исключение, и мы на фоне хайпа вокруг Hi-Fi Rush решили собрать пять игр с офисной сатирой.
Hi-Fi Rush
Под конец января Bethesda сделала игрокам сюрприз: анонсировала и тут же релизнула ритм-игру Hi-Fi Rush, которая (заслуженно) очень быстро разошлась по интернету. Главный герой Чай идёт добровольцем в компанию Vandelay, чтобы ему сделали кибернетическую руку и дали работу. Вот только процесс аугментации идёт не по плану, в парня случайно зашивают плеер и нарекают «дефектом». Чаю остаётся только бежать от гигантской корпорации, а по пути он узнаёт об их зловещих планах и начинает борьбу с руководством.
В целом Hi-Fi Rush не про офис, но офисной сатиры там достаточно. По пути игроки своими глазами видят, как жажда наживы изнуряет даже роботов, которыми заменили всех работников, кроме главнюков. От них требуют работать в пять раз быстрее, бесконечно убираться, хотя машины не мусорят, и терпеть выходки начальников. Культ продуктивности в Vandelay настолько сильный, что даже роботы, которые по идее не чувствуют усталости, хотят просто прилечь и отдохнуть.
Основная офисная сатира сконцентрирована на руководителях отделов. Начальница производства Рекка угорела по психологии «вы самые лучшие, и у вас всё получится», только вот из-за эгоизма постеры, развешенные по офису, превозносят не работников, а её саму, будто это добавит подчинённым уверенности. Глава разработки — поехавший маньяк-перфекционист, в погоне за идеалом сжигающий бюджеты и психику работников и отрицающий все предупреждения о том, чем его действия чреваты. Главная по маркетингу забыла, что пиарить нужно компанию, и сконцентрировалась на личном бренде — поэтому фестиваль для подчинённых превратился в её добровольно-обязательный бенефис.
Это смешно и страшно, потому что это правдиво. В большинстве случаев начальство ассоциирует компанию с собой, из-за чего эгоцентричность достигает невероятных высот, а всё, что ниже, становится заботой тех, кто, собственно, ниже. Поэтому, когда одна из руководителей Vandelay (мини-спойлер) переходит на сторону Чая, она продолжает получать инфу о попытках их остановить, потому что её забыли удалить из корпоративной рассылки. Ведь это забота роботов, пусть сами справляются.
Yuppie Psycho
Работа в офисе порой может превратиться в настоящий хоррор — именно на этом играют создатели пиксельно-анимешного Yuppie Psycho. Вы играете за молодого парня, которому внезапно пришло приглашение на работу в крупнейшей корпорации на планете. Постепенно выясняется, что все начальники пропали, офис захватила тёмная сущность, которую кличут «Ведьмой», а клерки уже давно сошли с ума, пытаясь выживать и работать одновременно.
Yuppie Psycho всецело посвящена офисной жизни и культу продуктивности, который не позволяет никому остановиться, даже если они завалены трупами. Гигантский корпоративный небоскрёб превращается в многоуровневый ад, на каждом этаже которого царит свой психоз. Отдел маркетинга, например, превратился в безвольных кукол, которые скитаются по офису в поисках новых слоганов. Техподдержку захватили огромные ожившие принтеры с примесью человечины. А отдел кадров стал подчиняться гигантским губам в стене, которые только и хотят кого-то поглотить.
И пока всё вокруг мутирует и превращается в боди-хоррор, работники продолжают следовать инструкциям и хоть как-то пытаться выполнять свои задачи. Контраст только добавляет ужаса: на пути к убийству мистической Ведьмы вам всё равно придётся заполнять обычные формы и согласовывать просьбы, хоть это уже никого давно не волнует. Это такая абсолютная победа бюрократии, которая даже при наличии лавкрафтовских монстров остаётся на вершине пищевой цепи и переварит любого, кто осмелится вступить в офис.
The Office Quest
В качестве интерлюдии небольшая игра The Office Quest о мужчине, который хочет привнести в серые будни хоть немножко цвета. По сути это обычный point-and-click квест о том, как выбраться из офиса, завести нового друга и найти заветные краски в жизни. Сатира там тоже есть: от общей сюрреалистичности места действия (часть офиса — пустыня с кактусами, например) до взаимодействия с коллегами, которые настолько поглощены работой, что абсолютно вас не замечают.
Say No! More
Умение говорить «нет» — один из самых важных навыков для выживания в офисе. Игра Say No! More целиком и полностью посвящена именно этому. Главный герой — стажёр, который только пришёл в офис и тут же столкнулся с бесконечными просьбами коллег и наездами со стороны промежуточных руководителей. Это наглядная иллюстрация того, что стажёры — рабочие лошадки, которым явно нечем заняться, а значит, их можно просить о чём угодно и в любое время. И они не имеют права отказать, ведь на кону их новая работа… или всё же имеют?
Чуть позже игрок находит кассету, которая научит его говорить «нет» и смеяться абсурдным просьбам в лицо. А дальше — хаос, потому что в офисной культуре настолько глубоко заложена необходимость быть йес-мэном, что обычный отказ способен буквально сбить с ног. И как же приятно говорить «нет», когда тебя просят принести кофе, починить принтер, отнести документы, отрегулировать стул и т.д. Особенно приятно видеть, как отказ сшибает стены и столы, оставляя людей в шоке, ведь они уже забыли, что такое возможно.
Игра по сути состоит из двух кнопок: «нет» и «смех». Так разработчики хотели показать, что отказывать на самом деле очень просто и довольно эффектно. Настолько, что простым «нет» можно случайно удивить начальство и получить должность повыше. Так что не будьте йес-мэном (или йес-вумэн), учитесь отказывать и покоряйте новые вершины.
Going Under
Напоследок взглянем на новую офисную сатиру, а точнее — высмеивание айти-стартапов. Главная героиня рогалика Going Under — стажёрка без зарплаты, которую отправили на кладбище неудачных проектов тех-гиганта а-ля Amazon. Проблема в том, что офисы сгинувших компаний заполонили всякие монстряки и нечисть, так что новичкупридётся взять вилку и идти всё зачищать. Ну или не вилку, а что угодно, потому что в качестве оружия тут выступают любые предметы вокруг игрока.
Going Under фокусируется на однотипности айти-стартапов: тут есть дейтинг-приложение, криптовалюты, сайты для поиска работы и т.д. И в них настолько просто узнаются прототипы, что от этого только смешнее. Визуальный стиль игры тоже пародирует классический векторный стиль иллюстраций — округлые, красочные, минималистичные силуэты, которые встречаются в каждой презентации с квартальным отчётом. Ещё в подземельях можно найти секретный гараж, хозяин которого — вампир, готовый дать вам усиление, но только вместе с проклятием. Одно из них, например — гигантский булыжник кредита, который будет волочиться и замедлять игрока.
Офисную жизнь тоже не обошли стороной: тут будет и дискриминация, потому что мало кто уважает стажёров, и кофе-маньяки, которые готовы на всё (то есть — попросить новичка), чтобы вернуть кофемашину, и портал продуктивности, чтобы никто не расслаблялся и т.д. Игра не сдерживается и высмеивает самые известные грехи токсичных стартапов, как когда-то это делала «Силиконовая долина». Ну и играется она тоже очень даже неплохо, так что рекомендуем.