Продолжаем рассказывать вам о разных техниках в анимации. Если про основные — стоп-моушн, пластилиновую, 2D и 3D — вы уже слышали, значит, пора углубляться в менее известные случаи. Например, знаете ли вы про игольчатую анимацию? Присаживайтесь поудобнее, ведь это захватывающий процесс создания фильма на экране с помощью тысячей маленьких штырей, а ещё идея, послужившая началом выпуска игрушки-антистресса. Рассказываем про историю и главные проекты в технике игольчатой анимации — в том числе про мультфильм «Лапшичная рыба».
Игольчатую анимацию придумал в начале 1930-х годов Александр Алексеев, российский аниматор и режиссёр, который жил и работал преимущественно во Франции. Первый игольчатый экран — pinscreen — был разработан и создан в середине 1930-х годов в студии Алексеева и его жены, Клэр Паркер. Pinscreen — экран, заполненный подвижными иглами, которые можно перемещать внутрь или наружу. Также он подсвечивался сбоку, иглы отбрасывали тени, и создавалась картина, будто нарисованная углём. Число игл может быть от нескольких десятков тысяч до миллиона: так в первоначальном экране Алексеева насчитывалось более одного миллиона штырей. Они обычно нажимаются небольшим специальным инструментом, причём сразу несколько групп.
Поскольку сам экран тонкий, нежелательно управлять отдельными иглами: при перемещении они могут погнуться и испортить экран. Кадры создаются по одному, словно в технике стоп-моушн. После того, как каждый кадр был сфотографирован, изображения соединяются, что превращается в полноценное кино без пауз. Сборка рамы, содержащей иглы, была построена очень прочно и надёжно закреплена, обеспечивая стабильное изображение для анимационной камеры день за днём. Возможно, вы видели ролик о том, как люди прикладывают себя к стене, которая повторяет их силуэт — здесь такой же принцип, как у экрана Алексеева.
С помощью игольчатого экрана Александр Алексеев создал такие фильмы, как «Ночь на Лысой горе» (1933 г.) — первое кино, снятое в этой технике, где за основу выбрали тему ведьминского шабаша в день летнего солнцестояния на горе Триглав. «Картинки с выставки» (1972 г.) — здесь использовались два пинскрина: перед основным установили второй, меньшего размера, для иллюзии трёхмерности (однако фильм остался не закончен). «Три темы» (1980 г.) по мотивам симфонических поэм Мусоргского, а также фильм «Нос» (1963 г.) на основе повести Гоголя о потерявшем нос российском чиновнике и приключениях самого носа. Применение игольчатого экрана Алексеев нашёл даже в книжной графике, создав иллюстрации к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Свои учения Александр Алексеев передал канадцу Жаку Друэну: так появился второй игольчатый экран в мире. Фильмы иностранного коллеги выглядели более современно, они зрелищные, приятные, мягкие, а динамика изображения явно цельнее (у Алексеева смена движений часто происходила как бы небольшими рывками). Разница в техниках Алексеева и Друэна в том, что российский аниматор экранизировал известные музыкальные и литературные произведения, а Жак не привязывался к сюжету, ему был важнее сам образ. Большинство работ канадца объединяет тема игры воображения. Друэн любит показывать в своих фильмах проникновение в подсознание персонажа, чтобы продемонстрировать иррациональные процессы, которые там происходят.
В 2004 году Друэн выпустил свой последний фильм «Отпечатки». Канадец использовал цвет, играл с освещением, поворачивал экран в разные стороны. Сюжета не было, действие представляло собой абстрактные процессы, происходящие в сознании и воображении человека. При его просмотре кажется, что сильнее извратиться с игольчатым экраном уже невозможно.
Техника сама по себе непростая, а экранов, на которых можно создать такую анимацию, в мире только два — в России и Канаде. Соответственно, сейчас очень мало людей, которые продолжают дело Алексеева. Один из последних фильмов, выполненный с помощью игольчатой анимации, был выпущен в 2012 году в Корее.
Как вы поняли из названия, в этом фильме использовались не одни иголки. Так, корейский режиссёр Чжим Ман Ким утыкал весь экран лапшой при создании короткометражки Noodle Fish. Изображения строилось не только с помощью света, но и самих макаронин — они создавали рельеф подводного мира. Сюжет рассказывает о рыбке, познающей мир. Она хотела узнать, что находилось за пределами воды, выбравшись из лужи в море, но в конечном счёте попала в тарелку аниматору. Герои говорят на корейском, но в видео есть английские субтитры.
Сейчас сложно найти сюжеты, выполненные в этой технике. Зато сам игольчатый экран широко известен по всему миру в качестве забавы. Люди оставляют на нём отпечатки тела и лица. Экран можно купить даже на AliExpress.