Издательство «Азбука» поделилось с нами сборником «Кризис героев» (Heroes in Crisis) от Тома Кинга, Клэя Манна и Джошуа Уильямсона. Это необычный комикс об Убежище — специально созданном учреждении для помощи супергероям, которым нужна реабилитация. Спасение мира, постоянный риск, смерть близких и даже собственная — комикс исследует тяжёлые события в жизни героев, которые оставляют неизгладимый отпечаток на душевном здоровье. Наш редактор Варков рассказывает, почему этот комикс заметно выделяется на фоне супергероики и достоин вашего внимания.
Классические комиксы о супергероях строятся по избитым клише: есть герой и злодей как его антипод. Негодяй совершает проступок, а герой вынужден ему противостоять, чтобы показать, как на самом деле устроен порядок. С годами эти сюжеты усложнялись — у антагонистов мотивацию прописывали глубже, а герои становились не такими уж и правильными. При этом общая схема всегда была похожей: герой побеждает злодея. Рано или поздно возник вопрос: а что чувствует персонаж, когда побеждает? Комиксы долгие годы рисовали образы успешных борцов за справедливость, но не показывали, что на самом деле чувствуют люди в эти моменты.
Постепенно возникали истории, где исследовался внутренний мир героев, их травмы, их раны, их осколки, которые нелегко собрать воедино: «Кризис личности», «Демон в бутылке», «Лунный рыцарь» и многие другие. В отдельном подробном материале Катя Новикова рассказывала, как в комиксах изображают психические расстройства и как с годами менялось их представление.
«Кризис героев» — не первый комикс с подобной тематикой, но это одна из самых видных историй последних лет, которая в основе своей держит психологические проблемы супергероев. Её автор Том Кинг — бывший военный, много лет живущий с посттравматическим расстройством. В своих комиксах он исследует опыт защитников, вынужденных нести тяжёлое бремя на себе.
В «Кризисе героев» нам показывают учреждение, которое призвано помочь людям излечить свои раны. В этом месте супергерои признаются в своих слабостях, проговаривают свои ошибки и просчёты, обнажают душу, раскрывая тайну личности. И вдруг там произошло убийство — жертв несколько, а ведь каждый из них спас десятки, если не сотни. Почему это произошло? Кто виноват? Троица главных супергероев DC — Бэтмен, Супермен и Чудо-женщина — начинают расследование и подозревают двух уцелевших: Харли Квинн и Бустера Голда. Но правда ли они причастны к смерти десятка героев в лечебнице? Или это чей-то хитрый умысел?
Для троицы супергероев произошедшее становится личной трагедией — они создали Убежище, вложив туда свои технологии, пообещав резидентам анонимность и безопасность. Роботы, поддерживающие образ соседей-фермеров, всегда готовых поддержать и пригласить на ужин с домашней едой, специальные маски, позволяющие взглянуть в суть своих проблем, и искусственный интеллект, выступающий в роли ментора и психоаналитика. Казалось бы, система идеально продумана, и она правда работала, но в какой момент всё пошло не так? И по чьей вине?
Несмотря на детективную составляющую, «Кризис героев» на самом деле не про расследование. Если вы следили за другими историями периода DC Rebirth, то личность убийцы не станет для вас откровением. А вот что здесь поражает — это попытка показать героев человечными. Немножко заглянуть за завесу их внешне монументальных образов — это то, чего не хватает многим комиксам о супергероях.
Что, например, впечатляет в Бэтмене? Не то, что он много лет посвятил борьбе с преступностью, не его миллиарды, потраченные во благо, и даже не тот факт, что у Тёмного рыцаря всегда есть план на любой сценарий. В нём больше всего вдохновляет то, что глубоко под маской брутального супергероя находится не просто смертный человек, а человек чувствующий. Ему не чужды эмоции, он умеет их испытывать, просто прячет глубоко внутри, чтобы не увидели даже самые близкие. Только так он может продолжать быть «кошмаром преступности Готэма». И так со всеми супергероями DC. «Кризис героев» показывает их нуждающимися в терапии точно так же, как и простые люди. Чудо-женщина видит кошмары по ночам, Харли Квинн за улыбкой прячет боль, а каждый Робин считает себя хуже других помощников Тёмного рыцаря. У каждого героя есть чувства.
Показательным примером может стать Гнаррк — пещерный человек, замороженный в далёком прошлом и очнувшийся в современности. Используя свои физические способности, он стал героем и даже был в составе Юных титанов. Но за кадром осталось главное — как человек совершенно далёкой эпохи уживается в нашем мире. В «Кризисе героев» сценарист Том Кинг один из выпусков почти целиком посвящает Гнаррку и его попытке осмыслить, комфортно ли ему вообще жить в 21 веке, чувствует ли он себя на своём месте, ощущает ли себя по-настоящему свободным, как когда-то в далёком прошлом.
Такой подход Кинг старается применять и к другим персонажам, чтобы на их примере показать, как Убежище помогает и какой подход оно выбирает к каждому. Для Гнаррка, например, оно воссоздаёт виды мира таким, каким он его помнит. На мгновения он может снова ощутить себя дома.
В «Кризисе героев» есть момент, в котором Супермен вынужден публично выступить перед прессой, чтобы объяснить смысл Убежища и произошедшей в нём трагедии. И его слова отлично передают ключевую идею комикса о нуждающихся в помощи героях: «… Те, о ком я говорю… они идут на это, полностью отдавая себе отчёт в том, чем им придётся пожертвовать. Зная о шрамах, которые навсегда останутся с ними. И о кошмарах, которые будут преследовать их всю жизнь.
Да, Убежище существует. Существует для того, чтобы помочь этим героям оправиться от боли, залечить полученные раны, избавиться от мучительных кошмаров. Но факт его существования не должен вас пугать. Наоборот, пусть он вселяет в вас уверенность. Их страдания и необходимость в восстановлении вовсе не являются признаком безумия. Это раны, полученные в бою. Это свидетельство их стремления к истине. Их жажды справедливости».
Отсюда главный вопрос к читателю — готов ли он на этот эксперимент? Всё же, как показывает практика, открывая комиксы, среднестатистические их потребители ждут повторения уже увиденного, пусть и в новой форме. Все эти бесконечные потасовки героев и злодеев по до боли знакомым клише, и шаг влево или вправо воспринимается с трудом.