«Голова-утиль» (Junk Head) — японский мультфильм, выполненный в стиле покадровой анимации. Проект срежиссирован самоучкой Такахидэ Хори, который до этого ещё не имел дело с мультфильмами и кинематографом в целом. У многих зрителей самобытный постапокалипсис о мутантах и подземном мире вызывает противоречивые впечатления, а Гильермо дель Торо («Пиноккио», «Форма воды») вообще именует его одним из любимых проектов. Мы нашли шесть причин, по которым вам однозначно стоит посмотреть этот мультфильм.
Сюжет ленты разворачивается в реалиях, где человечество практически вымерло от вируса, но благодаря генной инженерии стало частично бессмертным и утратило способность к размножению. Параллельно с «суперлюдьми», глубоко под землёй, живут андроиды-«мариганы», поднявшие восстание 1200 лет назад. Именно к ним отправляется главный герой Партон, ставший добровольцем для поиска последнего биологического образца, способного спасти мир от полного вымирания. Увы, его принимают не столь радушно… От героя остаётся одна голова, которую помещают в тело киборга.
Мультфильм появился в 2014 году в качестве 30-минутной короткометражки и назывался «Голова-утиль 1», подразумевая трёхчастное продолжение истории. Однако в 2021-м вышел полный метр, который можно увидеть не только на больших экранах, но и в эфире 2х2 уже 21 августа в 00:50. Разберёмся, почему детище японской инди-анимации достойно внимания.
Театр одного актёра
Такахидэ Хори трудился над мультфильмом в течение семи лет совершенно один. В прошлом мастер работал дизайнером интерьеров, но захотел попробовать себя в мультипликации и режиссуре, в которых не смыслил практически ничего. Эти факторы нисколько не помешали Хори написать сценарий, создать музыку, а также придумать персонажей и антуражи для проекта. Кстати, озвучкой героев он тоже занимался сам.
Анимация
Не так-то часто встретишь на экранах самый настоящий кукольный экшен! Мультфильм выполнен в технике стоп-моушен, которая при просмотре проекта вызывает эффект «зловещей долины», ещё больше подчёркивая фантастичность происходящего. Дело в том, что каждый персонаж истории — плод многолетней эволюции и мутации. Такахидэ Хори наполнил проект множеством мелких деталей: даже бетонные коридоры, где обитают разномастные герои, вовсе не однотипные, как может показаться на первый взгляд. Ржавые трубы, множество проводов, странные металлические конструкции — везде найдётся особый элемент, который захочется разглядывать отдельно. Например, тёмный подвал, где обитает старичок, вынужденный вот уже несколько столетий поддерживать огонь в специальной печи. Устройство питает энергией верхние этажи подземного мира — это завораживающее зрелище.
Такахидэ Хори заставляет забыть, что мы смотрим на кукольную анимацию, — его герои движутся удивительно плавно. Именно это заставляет персонажей выглядеть довольно органично в экшен-сценах, где они абсолютно не ограничены в перемещениях и физических возможностях. Особенно эпичными эпизоды сражений становятся благодаря операторским приёмам Хори. Мастер использует знакомые по обычным боевикам изобразительные средства. Камера чаще всего подвижна. Она создаёт ощущение преследования — зритель по пятам сопровождает главного героя. Также Хори любит замедлять персонажей с помощью слоу-моушена и делать драматичные крупные планы.
Биопанк и постапокалипсис
Такахидэ Хори проводит экскурсию по миру «мариганов». Бетонные постройки прячут забавных клонов, живущих организованными сообществами, а коридоры — жутких монстров-мутантов, тех же самых «мариганов», изменивших облик из-за плохого обращения с ними. Подобные мутанты зачастую безобразны: глядя на них, сложно отыскать даже голову. Особо впечатлительного зрителя может парализовать от вида станции для выращивания грибов, ведь они растут прямо из спин гуманоидов; или от древоподобных чудищ, производящих из ветвей следующее поколение клонов. Автор не успевает рассказать про лор «Головы-утиля» до конца из-за хронометража и большей сосредоточенности на моральной составляющей мультфильма. Из-за этого концовка кажется немного оборванной: мы так и не узнаем, найдёт ли Партон тот самый биологический образец, способный спасти человечество. Но это ничуть не мешает насладиться частью мира, увиденного глазами главного героя.
Хори создаёт особую атмосферу в своём детище. Подземная реальность кажется странной, местами отталкивающей, но завораживающей именно уродством.
Персонажи
Если вы думаете, что мир клонов не может пестрить яркими персонажами, то ошибаетесь. Помимо любознательного и немного неуклюжего Партона, в подземелье прячется множество других запоминающихся и ужасающих обитателей. Следуя за главным героем, вы познакомитесь с жителями одной из местных деревень, делающих всё, чтобы угодить предводителю. Скорее всего, вас позабавят «мариганы»-воители Александр, Фрэнсис и Джулиан, которые только на первый взгляд кажутся довольно бесполезными в бою. Возможно, кого-то тронет история девочки Нико в оранжевом плаще, скитающейся по коридорам вместе со своим странным другом.
Немного о морали
Научная фантастика часто исследует место человека в жизни. «Голова-утиль» — не исключение. Мультфильм частично заимствует идеи из японской культуры. Главный герой Партон за весь хронометраж переживает несколько «перерождений», каждое из которых становится важным этапом при изучении подземного мира. Сначала мы видим его обычным человеком, затем— головой, замурованной в железный куб, которая из-за несчастных случаев пересаживается клонами в роботизированные тела. Первый робо-облик делает Партона похожим на ребёнка, что сразу намекает на идею о перерождении: герою предстоит заново исследовать мир.
Тема жизни и смерти поднимается ещё не раз: персонажи всё время задумываются о загробном существовании и даже принимают Партона за бога, спустившегося с небес. Герой пытается их переубедить.
Он не старается быть богом, однако с его приходом жители подземного мира учатся чему-то новому, отходя от философии вечного выживания и ненависти к гуманоидам, не соответствующим их общему шаблону. Главный герой показывает, что даже в условном уродстве можно найти красоту. К примеру, в одной из сцен Партон убеждает девочку Нико, брошенную на произвол судьбы в бетонных коридорах, что она не должна вечно прятать свои особенности под рыжим капюшоном. Он учит её танцевать и доказывает, что даже она достойна счастья.
Юмор
Гнетущая атмосфера мультфильма разбавляется довольно простым юмором, касающимся бытовых вещей «мариганов» вроде очень непослушных детей и главы деревни. Чаще всего забавные гэги строятся на колоритных обитателях подземного города, которые не отличаются особой сообразительностью и каждый раз ищут лишний повод, чтобы обвинить друг друга в оплошностях. Ещё Хори любит играться с мимикой персонажей, заставляя их постоянно строить забавные (и местами пугающие) гримасы. Юмор в этом мультфильме поддерживает довольно быстрый темп повествования, не позволяя зрителю сосредотачиваться исключительно на жути и экзистенциальных моментах.
Научная фантастика Такахидэ Хори доказывает, что кукольная анимация способна говорить на серьёзные темы, пугать зрителя и завораживать его экшеном с отвратительными монстрами.
Включайте мультфильм на 2х2 21 августа в 00:50!