В кинотеатрах вышел фильм «Годзилла против Конга» — четвёртая картина и кульминация вселенной MonsterVerse. С каждым новым проектом про гигантских монстров авторы постепенно понижали требования к зрителю, и теперь ему просто противопоказано думать при просмотре эпика, а то вместо «вау-эффекта» можно словить грустинку. Спойлеров в тексте не будет, мы даже не будем намекать, кто из Титанов победит, а то это главная интрига.
Ненадолго вренёмся в прошлое: первый «Годзилла» 2014 года фокусировался на человеческой драме — монстры и драки там были, но они служили фоном (буквально — их часто показывали в новостях на заднем плане) для трагичной истории главного героя. «Конг: Остров Черепа» 2017 года частично был посвящен исследованию нового мира, но по большей части противостоянию мегагориллы и Сэмюэла Л. Джексона (50 на 50). Второй «Годзилла» 2019 года назвался «Королём монстров» — сразу понятно, что в центре сюжета будут именно Титаны, а не люди. Да, там есть большая сюжетная линия о том, какое человечество плохое, но она — просто базис сюжета, чтобы у монстров был повод драться.
И вот, в «Годзилле против Конга» эта эволюция достигла своего апогея: человеки превратились в декорации для драк огромных монстров. Собственно, туда им и дорога: на такие фильмы идут не сопли жевать, а экшен смотреть. Поэтому у человеческих персонажей практически нет никакого личностного развития, предыстории им нужны минимальные (помещающиеся на обложку журнала), действия людей либо подкреплены абсурдом разной степени, либо не подкреплены вовсе. И знаете что? Это восхитительно, потому что беспричинность наконец восторжествовала.
Еще одного апогея достигли попытки научно объяснить всё безумие, происходящее на экране — на это просто забили, потому что «ну а зачем?» То есть тут есть какие-то заумные слова, объяснения, но они слишком хаотичные, чтобы даже вдумываться. Вместо Плоской Земли из реального мира в фильме «Полая Земля»: концепция, что в центре планеты есть целая экосистема, откуда и пришли Титаны. Попасть туда можно через какие-то порталы-воронки, внутри большие непонятки с гравитацией, держится всё на каких-то светящихся камнях, сильных источниках энергии, на воспроизведение которых в лаборатории ушло… пару минут. Где наука, какая наука? Вы о чём, у нас тут рептилия синим пламенем дышит!
Зато битвы Титанов — просто высший класс (смотреть фильм нужно исключительно в IMAX). Финальный бой, например, будет в Гонконге — это те самые неоновые сцены из трейлера. Благодаря тому, насколько этот город плотно и футуристично застроен и насколько круто освещается, от драки Годзиллы и Конга просто невозможно оторвать глаза. Экшен стремительный, хореография чёткая, оба Титана выкладываются на полную, цветовая палитра может вызвать экстаз, всё вокруг взрывается, камера бегает по разным ракурсам — от вида снизу до обзора издалека. И на фоне всего этого постоянно рушатся небоскрёбы и другие творения рук человеческих.
Сложно точно сказать, почему так приятно смотреть, как Титаны громят города, но не стоит даже задумываться об этом. Население Гонконга — около восьми миллионов человек, а город практически полностью сравняли с землей. Да, в фильме формально говорят о наличии супербункеров, проведении эвакуации, не показывают смерти гражданских, даже число жертв не называют. Эту информацию надо очень правильно подавать зрителю, чтобы мы даже не начали задумываться, на что смотрим на самом деле. В некоторых сценах видно, что не все успели эвакуироваться — люди есть как на земле, так и на крышах и в небоскрёбах. То есть смотрим мы не на драку Годзиллы и Конга, а на геноцид гонконгцев (?).
Как раз об этом, например, была седьмая серия четвёртого сезона «Рика и Морти», когда герои уничтожили целую цивилизацию, даже не моргнув глазом. В том эпизоде создатели мультсериала критиковали как раз безразличность персонажей и зрителей к смертям на экране. А «Годзилла против Конга» даёт вам возможность умышленно зайти под пули авторов «Рика и Морти». Может быть, это и неправильно — так относится к людским жизням даже на экране, но, чёрт, как же красиво смотреть на все эти разрушающиеся города.
Наверно, поэтому там приятно смотреть эпическое кино про гигантских монстров (или роботов, как в «Тихоокеанском рубеже») — думать здесь не то что не нужно, это противопоказано. Если вы будете осмысливать увиденное, то зря потратите время на просмотр и на размышления, а если не будете — получите кайф. Закрывать глаза на людские жертвы нужно, чтобы можно было расслабиться, откинуться в кресле и спокойно залипать на драку гигантских ящерицы и гориллы в неоновых огнях Гонконга.