20 мая исполняется 25 лет «Годзилле» (Godzilla, 1998) Роланда Эммериха про гигантского монстра, напавшего на Нью-Йорк. В своё время фильм собрал шквал негатива и получил «Золотую малину», но это сыграло ему на руку: «Годзилла» 98-го года запомнился зрителям больше всего. Мы решили воссоздать историю монстра-рептилии, а заодно обсудить фильм Эммериха. Начнём с основ!
Рождение монстра
Годзиллу придумали трое: продюсер Томоюки Танака, режиссёр Исиро Хонда и дизайнер спецэффектов Эйдзи Цубурая. Культовый монстр стал продюсерским проектом, который должен был занять место в сетке кинопремьер на 1954 год. Создавая чудище, Танака вдохновлялся Кинг-Конгом и динозавром из ленты «Чудовище с глубины 20000 морских саженей». Подводное чудище, появившееся после ядерных испытаний в Арктике, похоже на Годзиллу как внешне, так и идейно. Точно как персонаж Танаки, оно решает разгромить Нью-Йорк.
Значение образа
Годзилла — не просто монстр. Японцы заложили в чудище смыслы, отражающие эпоху: рептилия стала собирательным образом ужаса, который пришлось перенести азиатскому народу после Второй мировой войны. Ящер уничтожает Токио так же, как в реальной жизни город разрушили бомбардировки. А ещё монстр оказался предвестником американских ядерных испытаний «Касл Браво». Тогда японское рыбацкое судно, оказавшееся в зоне эксперимента, получило значительную долю радиации, что вызвало панику среди населения. Данное событие нашло отражение в сценах первого фильма о Годзилле 1954 года, где корабль поражает световая вспышка.
С атомными испытаниями связана и «неубиваемость» монстра: пытаясь уничтожить его, человек умирает сам. Образ рептилии созвучен не только с агрессором, но и с жертвой, ведь ящер стал чудовищем по воле случая. Его мутация неуправляема и необратима.
Влияние Годзиллы на кайдзю-фильмы
Кайдзю-эйга — жанр фильмов, в котором огромные чудища атакуют город, людей или других монстров. В основе образов — обычные животные или мифологические существа. Однако встречаются монстры, состоящие из частей тела («Ультрамэн Гайя») или предметов («Ультрамэн Эйс»). Кайдзю — это не только направление кинематографа, но и сами чудовища.
Годзилла оказал существенное влияние на формирование и развитие жанра. Среди исследователей кино существует мнение, что именно рептилия стала первым кайдзю-персонажем. Однако это не так. Фактически Годзиллу опередил Кинг-Конг. Популярность направления связана с тем, что монстры ассоциировались у японцев с мифологией, которую они почитают.
Из Японии в США
Японского мутанта назвали Годзирой. Имя состоит из двух слов — «горира» (горилла) и «кудзира» (кит). Знакомое всем прозвище Годзилла появилось благодаря американцам, решившим «изобрести» своего монстра. Точнее, позаимствовать у японцев. Так, в 1956 году в западном прокате вышел оригинальный фильм 1954 года, в котором сменилось не только название чудища, но и общая идея. Из ленты вырезали все упоминания о бомбардировке и войне, а ещё западные киноделы ввели в сюжет нового героя — репортёра Стива Мартина, расследующего появление ящера.
В 1998 году американцы выпустили собственную ленту о гигантской рептилии. Режиссёром стал Роланд Эммерих. Фильм вызвал негодование японской публики из-за несовпадений с оригиналом. Западная версия отличалась спецэффектами: в отличие от японской, американская рептилия нарисована. Никто не переодевался в костюм монстра и не громил макет города ради съёмок одной сцены, как это делал Харуо Накадзима в ленте 1954 года.
Японцы приняли радикальные меры. Сняли ответный фильм «Годзилла: Финальные войны» (2004), в котором разделили ящеров на два лагеря: сильных и слабых. Естественно, слабым оказался американский противник Зилла, которого громил монстр-близнец.
Годзилла получает «Золотую малину»
По сюжету фильма 1998 года на японские суда в Тихом океане нападает огромный хищник. Событие заинтересовывает правительство США. Расследовать дело предстоит сотруднику Комиссии по ядерному регулированию доктору Татопулосу (Мэттью Бродерик), изучающему гигантских червей на территории Чернобыльской АЭС. Неожиданно ящер громит Манхэттен, что приводит к тотальным разрушениям и эвакуации жителей.
Параллельно Роланд Эммерих вводит в сюжет ещё двух персонажей: агента французской разведки Филиппа Роша (Жан Рено) и журналистку Одри Тиммонс (Мария Питилло). Рош тщательно следит за ходом расследования. Появление Годзиллы — дело рук французских учёных, проводивших ядерные испытания. Цель агента — уничтожить монстра и спасти страну.
Одри Тиммонс — журналистка и бывшая возлюбленная Татопулоса. Девушка готова пойти на всё, чтобы стать репортёром. Например, украсть секретную видеозапись у доктора и обнародовать её. Сюжет фильма сосредоточен на карьерном пути героини. Ради достижения цели Одри приходится выбирать между порядочностью и риском.
В картине много несостыковок: Татопулос находится в радиоактивной зоне без защитного костюма и дотрагивается до заражённых подопытных. Уже возникают вопросики, не так ли? Военные постоянно теряют Годзиллу из вида, хотя не обнаружить махину размером с небоскрёб довольно трудно. К тому же, если верить теории происхождения монстра, ящер обладает значительной долей радиации, поэтому его примерное местонахождение можно вычислить по следу, используя дозиметр.
Первая американская версия «Годзиллы» стала попыткой наделить кайдзю-эйга комическими чертами. Именно поэтому в сценарий вводят персонажа Жана Рено. Образ француза очень пластичен, его легко поместить в комедийную среду: достаточно добавить шутки про американские круассаны и кофе. Иногда подобный юмор выглядит нелепо. Например, чтобы походить на американцев, Рош раздаёт французским военным жвачки. По его мнению, это идеальный способ подавить их национальную идентичность. Большая часть шуток играет на образе Татопулоса, чью фамилию беспощадно коверкают.
Лента Роланда Эммериха получила две антипремии «Золотая малина» за худший фильм-ремейк и худшую актрису второго плана, а также три номинации за режиссуру, сценарий и фильм, что вполне оправдано. Возможно, режиссёр намеренно сделал из героини Марии Питилло клоунессу на минималках. Местами актриса выдаёт такие гримасы, что силы смеяться мгновенно заканчиваются.
Но есть и хорошее: лента выиграла премию Saturn Академии научной фантастики и фильмов ужасов США за спецэффекты. Для 1998 года Годзилла и правда выглядит круто и реалистично. Особенно крупные планы лап ящера, которые попеременно появляются в кадре.
Несмотря на все минусы, именно американская версия 1998 года стала одной из самых запоминающихся среди остальных «Годзилл». Шумиха, как обычно, помогла.
Анимационный бум
Образ Годзиллы заполонил и анимационный мир. Первый мультсериал о монстре-ящере появился в 1978 году. В многосерийной ленте, помимо рептилии-гиганта, появляется летающий малыш-дракон. Наибольшую популярность приобрёл «Годзилла» 1998 года, сюжет которого разворачивается после событий фильма Эммериха. На Нью-Йорк нападают новые мутанты, в числе которых кальмар и червь. А цель Татопулоса всё та же — спасти мир.
С каждым годом вселенная мутанта-ящера лишь увеличивается. За 69 лет количество лент о Годзилле перевалило за четыре десятка, считая мультсериалы. У рептилии появилась даже своя звезда на голливудской «Аллее славы». Такому могут позавидовать многие актёры! Но не пора ли продюсерам остановить эволюцию монстра?
Обложка: dorisovala