В этом году обещают подвезти аниме-адаптацию популярной сэнён-манги последних лет — «Крутые отбросы. Гатиакута» (Gachiakuta) понравится тем, кто очарован мрачной эстетикой и вместо уютных миров предпочитает исследовать свалки и трущобы. Увлечься этим нетрудно, ведь в путешествие сквозь нечистоты вас зовут харизматичные герои Кэй Ураны. В стильном дизайне мангака знает толк: недаром работала ассистенткой у Ацуси Окубо, подарившего миру Soul Eater и «Бригаду пылающего пламени». А к созданию антуража приложил руку художник Хидэёси Андо, отвечающий за граффити.
Словом, сделали всё, чтобы копаться в мусоре с максимальным удовольствием и ещё добавки просить! Пока манга насчитывает 15 томов: мы прочитали половину из них и делимся впечатлениями. А сериал от студии Bones Film ждём в июле: в России его можно будет посмотреть в дубляже DEEP.
Сирота Рудо бережно относится к вещам — расточительство не приемлет настолько, что шастает по помойкам и уносит с собой всякое старьё. Увы, в городе такой подход не ценят: люди видят в парне угрозу общественному порядку. Тот факт, что он ещё и сын убийцы, ситуацию только омрачает.
Дальше — хуже. Рудо обвиняют в преступлении, которое он не совершал, и скидывают по местным порядкам в так называемую Бездну, расположенную под городом. Пути назад нет, но гигантская свалка оказывается не таким уж адом: там живут не только мусорные монстры, но и люди, с которыми герою предстоит познакомиться.
В итоге Рудо присоединяется к уборщикам — членам организации, которые отважно сражаются с мусорными тварями. Парень желает вернуться в свой мир и отомстить, но пока разбирается, как это сделать, помогает новым товарищам.
Как заведено, герои обладают уникальными способностями. В мире «Гатиакуты» персонажи, зовущиеся дарителями, сражаются своими джинки — важными для них вещами. К примеру, у Рудо такой силой обладают его любимые перчатки, бойкая девица Риё орудует ножницами, а лидер команды Эндзин использует зонтик. У способностей есть разные нюансы: Рудо с помощью перчаток может управлять и другими предметами.




Можно подумать, «Гатиакута» — нестандартный сёнэн вроде «Человека-бензопилы», ведь столь мрачный мир идеально подходит для неоднозначных персонажей. Но по сюжету здесь всё плюс-минус в рамках жанра: уборщики не лишены моральных принципов, ожидаемо демонстрируют классные способности и участвуют в боях, в главном герое скрывается нечто таинственное — типичный набор. В общем, история хоть и вызывает интерес, но не сильно удивляет.
Не сказать, что это плохо, ведь на сёнэны, где штампы работают, всегда есть спрос: другое дело, взглянув на страницы манги, можно получить завышенные ожидания. Ядовитая реальность с грязными свалками и персонажами в противогазах, заставляет вспомнить о «Дорохедоро»: отличном сэйнэне, где герои носили зловещие маски и жили в Дыре (название говорит само за себя). Однако общего у этих историй мало. А идея мира, где над городом-свалкой расположены элитные «небеса», отсылает к «Боевому ангелу Алите».
Зато манга точно выделяется в визуальном плане. Персонажи выглядят очень стильно и при этом не слишком милыми — художница не боится рисовать их с безумными или пугающими выражениями лиц. За эмоциями героев интересно наблюдать, даже если они поддельные: чего стоят попытки Рудо натянуть улыбку. Да и девушки тут все красотки с характером — легко могут посмотреть на тебя, как на мусор.


Стоит отметить, эмоции Кэй нередко изображает карикатурно, но в этом и фишка. Перекошенные физиономии развлекают читателя не хуже сражений: мемный потенциал идёт на пользу!


На злодеях мангака и вовсе уходит в отрыв: плохим парням безумие к лицу. К примеру, молодой человек с дредами, противник героев, любит причинять себе боль — вот и повод изобразить кайфующего мазохиста.

Можно не только сходить с ума, но и добавить фансервиса за счёт своего лука: этим промышляет барышня по имени Амо. Если сочетать массивную обувь с нижним бельём (привет Майли Сайрус в клипе Wrecking Ball), горячие фреймы обеспечены: солидная конкуренция кадрам с Момо из «Дандадан», похищенной пришельцами.
Порой художница искажает пропорции персонажей, чтобы те выглядели максимально эффектно. По её словам, она ищет уникальные ракурсы, а очевидных старается избегать. Для Кэй важно правильно делать акценты и не перегружать рисунок лишними деталями, если замысел того не требует. Но, к примеру, чтобы создать грустную атмосферу после битвы, она уделяет внимание даже незначительным моментам.
Продумывая образ главного героя, мангака обратилась к своему детству. Поначалу Рудо был крутым персонажем, не особенно интересным в эмоциональным плане, и автор решила это исправить. Вспомнив, что сама в юности испытывала злость, наделила этим чувством взрослеющего и имеющего проблемы с общением парня. Хороший пример того, как личный опыт делает персонажей более живыми, а недостатки — человечными. К слову, без печальных флэшбеков история не обходится: приём классический, но позволяющий сопереживать героям.



«Гатиакута» понравится тем, кто любит, когда классический сёнэн помещают в мрачный антураж, но при этом не злоупотребляют чёрным юмором и оставляют героям моральный компас. Если специфический визуальный стиль автора пришёлся по вкусу, читать мангу одно удовольствие: крутые персонажи, безумные злодеи, эстетичные (да) свалки, динамичные сцены сражений. А ещё обществу потребления здесь противостоят не путём отказа от материальных благ, а бережным отношением к дорогим сердцу вещам. Кэй Урана говорила, что рисует то, что любит, и это заметно!
