Помните комедии, в которых герои менялись телами под популярные поп-рок треки? Как парень ненавидел девушку, а потом просыпался в её теле, разочарованный жизнью клерк мечтал вернуть счастливую молодость и обнаруживал себя семнадцатилетним, а спорящие друг с другом мать и дочь наконец понимали друг друга, поменявшись местами.
На первый взгляд, простые и весёлые ленты учили принятию близких, себя и окружающей реальности. В честь двадцатилетнего юбилея фильма «Чумовая пятница» собираем лучшие картины об обмене телами, ностальгируем и пытаемся не перемещаться в чужие жизни.
Родитель и ребёнок
«Чумовая пятница» (Freaky Friday, 2003)
Анна Коулман (Линдси Лохан) — бунтующий подросток, мечтающий выступать со своей рок-группой и встречаться с популярным старшеклассником. Её мама Тесс (Джейми Ли Кёртис) — психолог, не так давно выпустившая свою книгу по отношениям, но не умеющая выстраивать их с собственной дочерью. Их конфликты по мелочам — не самое страшное, ведь Тесс собирается замуж за Райана (Марк Хэрмон), словно после смерти мужа прошло не три года, а все десять. Анна не может смириться с решением матери, а тут ещё и в школе постоянные конфликты с бывшей лучшей подругой. Весь этот хаос приводит семью в китайский ресторан, где Коулманы съедают «печенья счастья» с предсказаниями, а на следующий день меняются телами. Казалось бы, так они быстрее смогут понять друг друга, но всё не так просто: Анне в теле матери придётся презентовать книгу, консультировать клиентов и пытаться принять Райана в семью, а Тесс наладить контакт с бывшей подругой дочери, понять её увлечение рок-музыкой и школьным красавчиком. Крутой саундтрек и рокерша Линдси Лохан — что ещё нужно?
«Всё наоборот» (Vice Versa, 1988)
Маршалл Сеймур (Джадж Рейнхолд) — разведённый вице-президент универмага в Чикаго отправляется в путешествие по Южно-Китайскому морю. Там он покупает магический череп. По возращению Маршалл проводит время с сыном Чарли (Фред Сэвидж), но вместо милого общения разгорается ссора. На эмоциях герои желают поменяться телами, положив руки на реликвию. Желание сбывается. Маршалл отправляется в школу вместо сына, дерётся с хулиганами и ходит на хоккей, а Чарли «заменяет» отца на роли вице-президента. В это время контрабандисты, одержимые идеей получить череп, крадут мальчика с сознанием Маршалла в качестве выкупа. Ещё один фильм об обмене телами, который учит ценить и слышать друг друга.
Смена возраста
«Из 13 в 30» (13 Going On 30, 2004)
Что, если можно было бы пропустить ненавистный подростковый возраст? Перешагнуть через пубертат, издевательства одноклассников, уроки и контрольные? Тринадцатилетняя Дженна Ринк (Дженнифер Гарнер) получает такую возможность. В свой день рождения девочка приглашает домой лучшего друга Мэтта (Марк Руффало) и группу крутых девочек из школы в надежде стать частью коллектива. В ходе издевательств компании, Дженна прячется в кладовке вместе с подарком Мэтта — кукольным домиком мечты, украшенным волшебной пыльцой. Ринк загадывает желание стать тридцатилетней, красивой и успешной, словно модель из любимого журнала. Девочка переносится в будущее на 17 лет вперёд, оказываясь в шикарной квартире в центре Нью-Йорка, с парнем и высокой должностью в глянцевом журнале. Так что же не так?
Приняв решение прогнать друга и любым способом завоевать признание группы девочек, Дженна теряет Мэтта, близкие отношения с родителями, себя, а ещё пригревает на груди змею — девочку, которая издевалась над ней в школе. По ходу сюжета Ринк учится слушать свои желания, а не искать признания и одобрения, восстанавливает потерянные связи и понимает, что истинная любовь (в лице её лучшего друга) простая, знакомая, понятная и никогда не попросит тебя меняться.
«Большой» (Big, 1988)
Не так далеко от тематики предыдущей ленты ушёл фильм «Большой», в котором двенадцатилетний Джошуа Баскин (Дэвид Москоу) страдает от низкой самооценки и мечтает повзрослеть. Для решения проблемы мальчик посещает парк аттракционов и просит у игрового автомата по исполнению желаний «Золтер молвит» превратить его во взрослого мужчину. В отличие от предыдущей картины, герой не перемещается в будущее, а только взрослеет. Джошуа оказывается в ситуации, в которой должен искать работу, квартиру и устраивать отношения с окружающими в новом обличии. Такой ход позволяет помещать героя в ситуации, с которыми сложно справится ребёнку, но каких никогда не испугается взрослый. Так, взрослый герой (Том Хэнкс) переезжает на съёмную квартиру, где страшится громких звуков с улицы (криков, выстрелов) и отчаянно зовёт маму на помощь. Но есть и плюсы: Баскин находит работу в фирме «Игрушки Макмиллана», где его детский непосредственный взгляд на жизнь помогает построить карьеру в игрушечном бизнесе. Главное — оставаться ребёнком в теле взрослого со свежим взглядом на жизнь и лёгким отношением к происходящему. Редакции 2х2 такой подход по душе!
«Папе снова 17» (17 Again, 2009)
В этом фильме измениться мечтает не ребёнок, а взрослый. Уставшему от жизни Майку О’Доннеллу (Мэттью Перри) почти 40, и он неудачник: жена Мэгги (Лесли Манн) хочет развестись, дети с трудом терпят компанию отца, повышения по работе незаслуженно дают другим коллегам, а жить приходится у чудаковатого друга, одержимого «Властелином колец». Майк уверен, всё это происходит лишь из-за одного неправильно принятого решения. Всего-то и нужно было в свои 17 выбрать карьеру баскетболиста, а не бросать спорт ради случайно забеременевшей от него Мэгги. Судьба даёт шанс: мужчина сталкивается со школьным уборщиком, умеющим исполнять желания. Он превращает О’Доннелла обратно в подростка, предоставляя шанс принять другое решение. Но вместо этого мужчина наконец начинает понимать своих детей, вновь проникается чувствами к жене, помогает лучшему другу устроить личную жизнь. Фильм учит не жалеть о прошлом и принятых когда-то решениях, ведь тогда они казались единственно верными. И если это не убедило вас посмотреть ленту, то мы, конечно, ни на что не намекаем, но Майка-подростка играет молодой красавчик Зак Эфрон.
Мужчина и женщина
«Мальчик в девочке» (It's a Boy Girl Thing, 2006)
Как справиться с заклятым врагом? Может, устроить драку? Испортить ему жизнь? Или объявить перемирие? А может лучше поменяться телами и побыть на его месте?
Главные герои — Вуди Дин (Кевин Зегерс) и Нейлина Бедворт (Самира Армстронг), хоть живут по соседству и ходят в одну школу, но на дух друг друга не переносят. Нейлина считает юношу не красивым популярным футболистом, а тупым и заносчивым выскочкой. Вуди не видит в девушке умную и целеустремлённую особу, а предпочитает называть её занудой и заучкой, пропускающей все прелести молодости. Что может сблизить их? Только магическая сила древней статуи ацтеков, которая заставит ребят научиться существовать в чужом теле, сменить гнев на милость, а войну на удобное обеим сторонам соглашение. Он разглядит в Нейлине красоту, остроумие и устойчивость, а она в Вуди — мягкость и доброе сердце. А там, где объявляется перемирие, найдётся и любовь. Фильм учит видеть во врагах положительные качества и находить точки соприкосновения.
«Цыпочка» (The Hot Chick, 2003)
Гламурная красотка Джессика (Рэйчел Макадамс) считает себя лучше других: унижает одноклассниц, пользуется мужчинами, использует подруг — короче, полный набор клишированной стервы. Однажды девушка посещает антикварный магазин и крадёт оттуда магические серёжки. Находка не только оказывается проклятой, но и попадает в руки серийному грабителю неказистому коротышке Клайву (Роб Шнайдер). Из-за этого инцидента герои меняются телами. Девушка в ужасе — она и в теле какого-то уродливого мужчины, да ещё и накануне выпускного! Преступник наоборот, наслаждается происходящим — ещё бы! Такие необычные события подталкивают героев осознать свои поступки и измениться в лучшую сторону. Большую роль в успехе картины сыграла живая мимика Шнайдера, а Рейчел Макадамс, для которой роль стала одной из первых, «Цыпочка» открыла дорогу в большое кино.
Друзья
«Хочу как ты» (The Change-Up, 2011)
Дэйв (Джейсон Бейтман) и Митч (Райан Рейнольдс) когда-то были лучшими друзьями, но из-за разного образа жизни отдалились друг от друга. Дэйв погружен в работу, заботу о детях и взаимоотношения с женой. Митч, наоборот, бежит от ответственности, постоянно тусуясь и перебиваясь случайными заработками. Оба завидуют друг другу, считая, что жизнь друга гораздо интереснее и проще. Мысли материальны, и однажды друзья случайно перемещаются в тела друг друга. В попытках найти способ вернуть всё на свои места, герои не только пытаются не разрушить жизни друг друга, но и стараются сделать их лучше. Вывод один: нужно научиться ценить свою жизнь, а не чужую, ведь никто не знает с какими проблемами сталкивается другой человек, даже если его жизнь кажется недосягаемой мечтой.
Маньяк и жертва
«Дичь» (Freaky, 2020)
Завершаем подборку фильмом посвежее, и не совсем комедией, а комедийным слэшером. По сюжету «Мясник из Блиссфилда» (Винс Вон) — серийный убийца лишает жизни четырёх подростков. Он крадёт древний кинжал «Ла Дола», а следующим вечером нападает на Милли (Кэтрин Ньютон), ожидающую родителей на пустой парковке возле школы. Мясник ранит девушку в плечо ритуальным ножом и, мистическим образом получив идентичную рану на своём теле, сбегает. Утром он обнаруживает себя в теле школьницы. Это «развязывает ему руки»: теперь маньяк с невинной внешностью начинает лишать жизни людей, не боясь наказания. Так он расправляется с издевавшимся над подростком учителем в столярной мастерской. Девушка же, проснувшись в теле маньяка, любыми возможными способами решает вернуть своё тело.
Комедии об обмене телами, к удивлению, жанр многогранный и поучительный. По ходу сюжета герои учатся и растут, приходят к принятию своих и чужих недостатков, стараются примириться с обстоятельствами. Перемещения позволяют им взглянуть на себя «со стороны», осознать ошибки и быстрее исправиться. Вот так можно легко пропустить годы терапии, всего-то на недельку переместившись в чужое тело. Признавайтесь, с кем бы поменялись местами?