13 июня в российский прокат выходит венгерский мультфильм «Четыре души Койота» (Four Souls of a Coyote) Арона Гаудера («Восточный район»). В 2023 году картина получила приз жюри Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси, а также стала номинантом на «Оскар». Рассказываем, как проект взаимодействует с экоповесткой, говорит о сотворении мира и причём здесь койот.
Группа американских подростков протестует против строительства нефтепровода на земле предков. Горстке экоактивистов противодействует грубая капиталистическая система. Началу работ мешает гора, поэтому власти планируют сравнять её с землёй. Однако для местных природная возвышенность — символ стойкости и одновременно средоточие жизни коренного народа. Сидя вокруг ночного костра, ребята слушают предания старейшины о сотворении мира с надеждой найти в старых сказаниях способ решения проблемы. Вождь повествует о Старике — мужчине, создавшем Землю и жизнь на ней. В его мире животные могут насытиться травой, им чужда мысль об охоте и смерти — эдакий райский сад, где все существуют в гармонии. Однако во сне Старик случайно создаёт Койота-трикстера. Его роль — нарушать спокойствие и не подчиняться правилам. И с этой задачей он прекрасно справляется.
Животное начинает творить жизнь самостоятельно. Но не из лучших побуждений. Он жаждет утолить голод. Зверь создаёт первых людей — мужчину Хоксила и женщину Уинчикалу. Одновременно голод Койота провоцирует конфликт между ним и «хозяином», поэтому вместо ужина трикстер получает обязанность следить за своими творениями. Казалось бы, всё должно быть хорошо. Создания дружно живут и развиваются, однако жадность Койота приводит к тому, чего Старик пытался избежать: смерти, конфликтам, голоду и охоте.
Здесь и проявляется притчевый посыл мультфильма. В кино этот жанр появился после Первой мировой войны в период душевной смуты, потрясений и морального кризиса. С помощью него режиссёры могли в аллегорической форме донести мысли, переживания, видение человека и человечества, вечные темы добра и зла. Притчевость достигается в картине при помощи сравнительного контекста между прошлым и настоящим.
Мультипликатор хотел показать мудрость ушедшего мира. Место в круговороте жизни — универсальный мотив для всех народов на протяжении долгих лет. Арон Гаудер считает, что «идеи и взгляды так называемых “примитивных” народов оказываются гораздо современнее, чем “более продвинутое” западное мышление». Поэтому «Четыре души Койота» — скромная интерпретация мифа о сотворении мира. В нём человек — не венец творения, а очередное создание среди прочих. Не все идеи «проговариваются» героями, многое из авторского посыла считывается на ассоциативном уровне, а каждая фраза обладает двойным или тройным дном.
Продолжая тему, хочется обратить внимание на историчность проекта. Как и ирландский аниматор Томм Мур, в качестве фундамента Гаудер использует культуру традиций и вплетает фольклор в современный мир. Причём делает это очень уважительно, привлекая к созданию фильма несколько культурологов коренного американского происхождения. Возможно, причина тому и его личная вовлечённость, ведь автор с раннего детства изучал культуру малых народов.
В некоторых мифах койот предстаёт создателем мира, порой даже невольным. У индейцев навахо зверь символизировал бога охоты, любви и войны (видимо, лично доказывал, что от любви до ненависти — один шаг). При этом он всё ещё оставался наводящим хаос трикстером. Как и следует духу, койот имел крайне спорные моральные принципы — например, ради веселья стравливал людей. Однако иногда его действия приносили пользу.
Сегодня мультфильмы ориентируются не только на детскую аудиторию, и «Четыре души Койта» — один из них. Возможно, рейтинг 12+ маловат для такого кровавого проекта. Здесь много кадров внутренних органов, сильно контрастирующих с мирными сценами фильма. Одна из самых привлекательных частей ленты — анимация. Мульт визуально изобретателен. Некоторые кадры ломают восприятие переднего и заднего планов. Красота сосредоточена в плавности — фигуры не заменяют друг друга, а новые формы вытекают из предыдущих. Несмотря на медленное повествование, пространство не остаётся статичным, оно движется. Художники не боятся играть с перспективой, используя разные углы кадров. Внимания заслуживает и саундтрек — музыка коренных американских исполнителей, включая Ulali, Мари Сиу, Джоан Шенандоа и The Sessions Voices.
Несмотря на старания Гаудера, проект не ориентирован на широкую аудиторию. Массовый зритель не считывает притчевый мотив, «Четыре души Койота» не цепляет экшеном. Заслуженное внимание мультфильм получит от заинтересованных в экологической повестке и культуре коренного населения Америки.
При этом лента призывает к диалогу. К тому, чтобы слушать поколения. Поэтому, когда вы столкнётесь со священной горой предков, окутанной культурным значением и мифами, не пытайтесь сравнять её с землёй.