10 июля в российский прокат вышел фильм «Саван» (The Shrouds) режиссёра Дэвида Кроненберга о потерявшем жену бизнесмене, владеющим похоронным бизнесом. Благодаря разработанной им технологии и он, и другие люди могут не расставаться с умершими близкими. В этой подборке собрали ленты, в которых персонажи пытаются принять утрату самыми разными способами.
Сохранить связь после смерти
«Саван», 2024
Режиссёр фильма Дэвид Кроненберг сам потерял жену, которая долгое время болела раком, и очень тяжело переживал утрату. В «Саване» он попытался передать не только боль от расставания с любимым человеком, но и страдания, которое приносит последующее одиночество.
Главный герой ленты Карш (Венсан Кассель), точно как и Кроненберг, похоронил жену. Отличие лишь в том, что горе они сублимировали по-разному. Персонаж фильма — владелец похоронного агентства, разрабатывающий саваны, благодаря которым можно наблюдать за телом усопшего, когда тот уже лежит под землей. Да-да, приходить на кладбище и смотреть на человека через монитор на могиле. Для кого-то это — дикость, ну а для пользующихся услугами Карша (и самого героя), — возможность продлить ощущение сопричастности и не терять связь с близким.

Высказывания мужчины о том, что он «мечтает лечь в соседнюю могилу к жене», сны о ней, заворачивание себя в похоронный саван, приглашение женщин прогуляться к могиле усопшей прямо на свидании — всё это говорит о том, что Карш погряз в горе и не способен из него выбраться. Все действия направлены на то, чтобы продлить «общение» с партнёршей. Жизнь осложняют неизвестные, уничтожившие несколько могил на его кладбище, а также сестра-близнец жены, которая, хоть и похожа на неё как две капли воды, отличается характером и поведением настолько, что просто отталкивает. Своеобразным утешением становится не только поиск виновных в вандализме, но и засевшая в голову идея, граничащая с безумием. Каршу кажется, что кто-то ставил эксперименты над его любимой, пока та умирала от рака. Доказательство тому — странные образования на её костях. И пока мужчина не выяснит, что произошло, не сможет отпустить жену в вечность.

Идти, чтобы отпустить
«Дикая», 2014
Фильм Жан-Марка Валле снят по автобиографии Шерил Стрэйд, которая в 1994 году отправилась в длительное путешествие по тихоокеанской туристической тропе после смерти матери, длительной зависимости и тяжелого развода с мужем. Её ждало 1770 километров, которые можно пройти лишь на своих двоих, встречая на пути диких животных и других путешественников с собственными трогательными историями о расставаниях, стремлениях и потерях.

Чем дальше идёт героиня, сталкиваясь с физическим и психологическим дискомфортом в виде стоптанных в кровь ног, жёстких природных условий и голосов в голове от постоянного одиночества и оглушающей тишины, тем ближе подбирается к себе. В этом уединении и нескончаемом движении Шерил (Риз Уизерспун) достигает иного дна. Но не того, куда приводили зависимость и потери, а внутреннего. Из него некуда бежать, поэтому приходится прислушаться ко всему, что происходит в душе. Попытаться переработать горе, переосмыслить прошлые отношения, отпустить ситуации и простить себя.
Длительное путешествие полностью меняет героиню. Оно приводит её в старый мир в той же оболочке, но совершенно обновлённой.

Уничтожить всё, чтобы вернуть близкого
«Верни её из мёртвых», 2025
Темы утраты и переработки горя — центральные в творчестве режиссёров Дэнни и Майкла Филиппу. Что в «Два, три, демон, приди!», что в «Верни её из мёртвых» они рассуждают о потери через хоррор, пытаясь вывернуть внутреннюю боль героев наружу. В их первом фильме девушка переживала смерть матери, а в во втором, наоборот, мать пыталась побороть горе после утраты дочери. Режиссёры тоже перенесли расставание с близкими, о чём рассказали нам в интервью:

В «Верни её из мёртвых» они попытались рассказать какого это — терять долгожданного и любимого ребёнка. Быть готовым на всё, чтобы его вернуть, даже если для этого приходится уничтожать окружающих и пожертвовать прошлым.

Но на деле в фильме страдает не только Лора (Салли Хокинс), утратившая дочь, но и сироты Энди (Билли Бэррэтт) и Пайпер (Сора Вонг), которых она берёт под своё крыло. Пока женщина пытается перенести душу усопшей через демонический ритуал, приёмные дети переживают собственное горе от потери родного отца. И даже если режиссёры подают события через хоррор и мистические события, сразу видно, как каждый человек выбирает преодолевать боль. Энди погрязает в саморазрушении и бесконечном стремлении опекать Пайпер, девочка, в свою очередь, мгновенно привязывается к Лоре, отбрасывая прежнюю связь с братом.
Заменить одно на другое
«Материнский инстинкт», 2024
Порой горе бывает настолько невыносимым, что человек в панике ищет «замену» утраченному. Так произошло с героиней Селин (Энн Хэтэуэй), чей сын случайно упал с балкона и погиб. Во время его трагической смерти рядом была её лучшая подруга Элис (Джессика Честейн), которая попыталась предупредить их и оградить малыша от опасности, но не успела. Селин, хоть и уверяла Элис, что та здесь ни при чём, но всё же винила женщину в смерти сына. А всё казалось таким идеальным: прекрасный брак, красивый дом, счастливый ребёнок. Не то, что у Элис, которая вечно ссорилась с супругом да и матерью быть не особо хотела. Но у судьбы на всё свои планы. Жизнь обеих начинает трещать по швам.

Горе поедает Селин. Чтобы хоть как-то справиться с утратой, она уделяет много внимания сыну подруги Тео, который, хоть и скучает по погибшему, но всё также лучезарен, а, главное, жив. И поначалу Элис не против, ведь женщине нужна поддержка и возможность пережить произошедшее. Однако вскоре она начинает замечать странности в её поведении, словно Селин хочет забрать у неё мальчика. А Тео всё сильнее привязывается к новой маме...

Жить вопреки
«Вторая жизнь Уве», 2015
Лента Ханнеса Хольма, снятая по бестселлеру Фредрика Бакмана, получила сразу две номинации на премию «Оскар»: за лучший фильм на иностранном языке, а ещё грим и причёски.
Уве Линдаль — не самый приятный персонаж. Он постоянно ворчит, недружелюбно ведёт себя с окружающими и бесится от всего, что его окружает. Но это вполне объяснимо: жизнь была не самая простая. Его любимую жену парализовало ещё в молодости, а недавно она умерла. Уве носит цветы на её могилу, только там он может быть честен: рассказывая, что происходит вокруг, и как ему на самом деле тяжело. Выносить боль наружу, к способным осудить его окружающим, ему не хочется. Уж лучше оградиться ворчливостью и злобой.

Однажды последний смысл в его существовании отбирают — после 43 лет работы в железнодорожном депо мужчину просят уволиться. Осталось только добровольно уйти из жизни, воссоединиться с женой. Но и этого ему сделать спокойно не дадут! Каждый раз, когда Линдаль пытается подвести существование к логическому концу, ему кто-нибудь да мешает: соседи неудачно припарковали трейлер под его окном, потом наведались гости. А после пришлось взять под крыло бездомную кошку и помочь мужчине, упавшему на рельсы. Постепенно Уве понимает, что в его жизни ещё есть смысл. Несмотря на то, что всё может казаться безрадостным, а душа быть безутешной.
