15 февраля состоится премьера документального проекта «Фиджитал. Игры Будущего». В пяти сериях авторы расскажут о новом спортивном формате, совмещающем сразу две реальности — физическую и цифровую. Разбираемся, как документалка говорит о фиджитал-спорте и что это такое.
Что такое фиджитал-спорт
В январе 2023 года Россия признала новый вид спорта, сочетающий в себе элементы классических соревнований с виртуальным пространством. Фиджитал — не то же самое, что киберспорт, который основан лишь на цифровой среде. Игры будущего включают в себя и привычную всем физическую активность, и соревнования с приставкой. Смотрите, как это работает: раунды разделены на два этапа. Первый — кибер-игра. Задача участников — командой одержать победу на условном футбольном поле или хоккейной площадке. Далее игрокам предстоит перейти на реальный объект и сразиться физически. При этом баллы за предыдущий раунд суммируются с новыми.
Фиджитал-спорт зародился в России с потенциалом стать международным. Появление формата связано с падающим спросом на классические игры — в том числе Олимпийские, зрители которых, по словам руководителя проекта «Игры будущего 2024» Игоря Столярова, стареют. К спортивному телесмотрению не подключается новая, стремящаяся к киберспорту аудитория. По сути, фиджитал-игры становятся способом популяризировать физическую активность как в России, так и в остальном мире.
Как документальный сериал рассказывает о фиджитал-спорте
За пять серий авторы проекта попытаются проанализировать фиджитал-спорт от и до, начиная от разработки идеи и заканчивая проведением турнира «Игры будущего 2024», стартующего в Казани 21 февраля 2024 года. Каждый эпизод отвечает за определённую тему и простым языком знакомит неопытного зрителя с новым миром. Сериал построен на интервью со специалистами в этой сфере — к примеру, с уже упомянутым Игорем Столяровым, экспертом в области цифровой трансформации Русланом Юсуфовым, гроссмейстером Яном Непомнящим, спортивным комментатором Георгием Черданцевым и другими.
Помимо них, в кадре появляются и двое постоянных ведущих — писатель Александр Цыпкин («БеспринцЫпное матерное, или Трагическое недоразумение») и актриса Елизавета Ищенко («Алиса не может ждать»), которая проверяет фиджитал-спорт на себе. Уже в первых эпизодах девушка отправляется на соревнование по хоккею, где сначала сразится с соперниками на джойстиках, а потом — на льду. Выбор ведущих по замыслу проекта легко объясняется: диджитал проник во все сферы жизни, в том числе в литературу и кино.
Авторы умело соединяют факты с реальными и трогательными человеческими историями, из-за чего обилие информации захватывает, а не утомляет. Единственный вопрос — почему для интервью выбрана чёрно-белая палитра, которая больше подходит для архивных кадров? Вдобавок сомнение вызывают и ведущие, точнее — один из них. Если Елизавета Ищенко действительно добавляет проекту интерактив, который выполняет роль некоего филлера, то Александр Цыпкин — статичная фигура, которая на фоне многочисленных интервью выглядит лишь смысловым нагромождением.
Как фиджитал-спорт связан с медиа
Сегодня спортсмену недостаточно быть исключительно спортсменом, он должен выстраивать личный бренд. Фиджитал-спорт — это заход в медиабизнес. Направление сочетает в себе элемент шоу, который предоставляет участникам соревнований значительную долю раскрепощённости. Именно от такого запроса и действует медиалига, участники которой могут быть просто блогерами, а не профессиональными спортсменами. Фиджитал-игры — спортивный продукт с максимальным соблюдением законов шоу. Здесь есть драма, сопереживания и подглядывания из-за угла. Здесь всё нацелено на интерпретацию реальной жизни.
Преследуя социальную цель привлечь максимум киберспортсменов к физической нагрузке и популяризировать спорт, фиджитал-игры одновременно борются за рейтинги, за что их можно и не упрекать. Документальный сериал интересно знакомит зрителя с новым феноменом, который, возможно, совсем скоро окончательно закрепится в нашей реальности. Увидим.