21 декабря на большие экраны выходит «Феррари» — ещё один байопик от Майкла Манна. В этот раз режиссёр препарирует биографию Энцо Феррари, который успел проделать путь от гонщика до основателя одной из самых известных автомобильных компаний. Манн исследует не историю успеха, а страсть, постепенно разрушающую всё вокруг человека. Разбираемся, каким в итоге вышел «Феррари» и что отличает его от обычных байопиков.
Сюжет сразу же переносит в 1957 год. Энцо Феррари (Адам Драйвер) полностью погружён в гонки, а его компания, выпускающая сначала запчасти, а потом уже автомобили, стремительно приближается к краху. Ситуацию спасёт только победа в гонке «Милле Милья». В личной жизни тоже всё не так просто: с одной стороны — его жена Лаура (Пенелопа Крус), безутешная после смерти их сына, а с другой — молодая любовница Лина (Шейлин Вудли) и их общий с Феррари ребёнок. Главный герой разрывается между жаждой скорости и любовными страстями.
Это уже не первое соприкосновение Майкла Манна с историей, где фигурирует личность Феррари. Режиссёр продюсировал нашумевший «Форд против Феррари», запечатлевший противостояние двух легендарных компаний. «Феррари» же частично смотрится как приквел к этому событию: Феррари на грани банкротства, но его это будто и не особо волнует, ведь головой и сердцем он на гоночной полосе. Манн концентрируется на том моменте биографии Феррари, где возникает важный вопрос: «случится крах или нет?»
Фильм следует по нетипичной для байопиков формуле. История начинается довольно резко, сухо даёт биографическую справку и стремительно погружает в пучину событий, концентрируясь на кризисе главного героя и оставляя будущий триумф где-то за кадром. У кино нет цели показать персонажа только с положительной стороны, хотя с первого взгляда создаётся впечатление, что у него таковой и нет. Адам Драйвер, сыгравший главного героя, перевоплощается в циника, которому важны цифры и рекордные показатели. Даже к гибель своего лучшего пилота не вызывает в нём бурю эмоций. Он просто хладнокровно заменяет его на восходящую звезду автогонок Альфонсо де Портаго (Гэбриел Леоне). Феррари не может отпустить автогонки даже после завершения гоночной карьеры и теперь переносит свою одержимость на создание автомобилей и собственной команды, которая обязательно должна обогнать главных на тот момент конкурентов в лице «Мазерати».
Но Манн не зацикливается только на красных машинах, дорожной пыли и автомастерских. Он позволяет заглянуть за закрытые двери жизни Феррари, где семейные недомолвки тесно сплетаются с безжалостным бизнесом. Эти обе стороны жизни Энцо не терпят математических просчётов, но они, к сожалению, случаются. Гонщики и машины выходят из строя, а жена Феррари случайно узнаёт о второй семье главного героя, которую он скрывал больше десяти лет. Феррари пытается угодить всем: он до последнего не расстаётся с Лаурой, потому что рискует потерять кучу денег и контракты, и создаёт видимость счастливой жизни с Линой, которая устала от неопределённости любовника и волнуется за будущее сына.
Образ Энцо Феррари в этом кино крайне неоднозначен. И это становится преимуществом фильма, потому что единственное, что мы чётко знаем о герое, так это то, что у него есть «зависимость», кроме которой практически ничего и не осталось. Зависимость от гонок. Этого у него не отнять, поэтому дело всей его жизни всегда будет стоять на первом месте, даже если Феррари никогда больше самостоятельно не сядет за руль. Он просто берётся за чертежи и находит иной способ влиять на ситуацию.
Посоревноваться с Драйвером за внимание на экранах может Пенелопа Крус, которой в лучших традициях досталась роль героини, способной не без последствий пережить смерть сына, рулить частью бизнеса и даже выстрелить в собственного мужа из пистолета. На её долю в сюжете выпадает большая часть трагикомических моментов. Именно от персонажа Лауры можно услышать большую часть искромётных шуток, и именно она примеряет на себя роль местного детектива, чтобы уличить мужа в измене. Её противоположностью становится спокойная и достаточно прогрессивная для 1960-х годов Лина (Шейлин Вудли), чьё присутствие сглаживает углы в каждой ситуации.
На трассе для гонок тоже свои драмы. Сюжет знакомит зрителя с командой Феррари. В особенности с молодым Альфонсо де Портаго, который всю карьеру мечтал поработать именно с Энцо Феррари и попал к нему благодаря трагической случайности. Этот герой маячит где-то на периферии, но всё равно запоминается своей пылкостью и образом «рокового любовника». Остальных автогонщиков представляют лишь мельком, да и весь процесс подготовки к самому важному заезду «Милле Милья» остаётся где-то на втором плане. Фильм в целом больше концентрируется на личности главного героя, его амбициях и бизнесе, не особо концентрируясь на тонкостях гонок.
Сюжет «Феррари» разворачивается среди зелёных итальянских пейзажей, которые добавляют заездам на экране ещё большей зрелищности и простора. Всё это сильно контрастирует с менее свободолюбивым миром бизнеса, который идёт бок о бок с минутами адреналина на пустой трассе. Герой Драйвера часто «заточён» в крупные планы, все диалоги сняты так, будто ты находишься с героями в одной комнате или за одним столом. Часто мы наблюдаем за Энцо через фотографии и экран телевизора. Таким образом Манн погружает в мир, который прячется за яркими гоночными болидами. Яркий экшен приходится только на вторую половину фильма – непосредственно на сами гонки. Но самым интересным остаётся происходящее на дозаправках, где персонажи уже предвкушают свой предстоящий триумф или кидаются фразами о том, что у машины вновь что-то неисправно или вовсе отвалилось. Это тоже добавляет некоторого напряжения.
Фильм в первую очередь исследует психологию человека, который всё время был одержим делом всей своей жизни. У Энцо Феррари всё крутится вокруг гонок и машин, и он еле находит время для других жизненных ценностей. От этого фильма не стоит ожидать много драйва — большая часть действия разворачивается в закрытых кабинетах или среди толп папарацци, которых волнуют не гонки, а новые сплетни о личной жизни Феррари. Отвечает ли фильм на вопрос «есть ли жизнь после глобального кризиса»? Скорее да. Даже концовка намекает, что ключевым моментом жизни становится не победа, а то, какой ценой ты её добился.
«Феррари» показывает лишь небольшой, но очень важный, клочок жизни Энцо, максимально формирующий образ героя, которому предстоит ещё не раз схлестнуться с конкурентами в гонке жизни.