4 апреля в Okko стартовал сериал «Тень Чикатило», рассказывающий об истории ангарского маньяка. Проект стал спин-оффом «Чикатило» Сарика Андреасяна с Дмитрием Нагиевым в главной роли. В этот раз центральное место в кадре занял Фёдор Лавров. Мы поговорили с актёром о съёмках, этичности историй о маньяках и профайлерах в реальной жизни.
— Вы исполнили главную роль в сериале «Тень Чикатило». Расскажите, как проходила подготовка к съёмкам.
— Мы были знакомы с Сариком ещё до проб в сериал. Он пришёл ко мне с предложением, прислал материалы. И я понял, что мне интересна эта история. Нужно было провести большую архивную работу, внедриться в тему. Поговорить с людьми, почитать книжки, посмотреть интервью. На самом деле, я довольно фундаментально подошёл к этому вопросу.
— Смотрели тру-краймы?
— Я смотрел интервью с этим человеком. Встречался с представителями судебно-медицинской психиатрии, которые имели отношение к поимке как Михаила Попкова, так и других маньяков. Эти беседы помогли мне понять характер героя и составить портрет подобных людей. Ну и первый сезон сериала смотрел, конечно же.
— Вы снялись в «Хорошем человеке» — тоже истории об ангарском маньяке. Богомолов видоизменяет биографию Михаила Попкова. Какой тактики придерживаются Сарик Андреасян и Давид Дадунашвили?
— Конечно же, в «Тени Чикатило» тоже много фикшена. А как же? Это ведь не байопик. Многое придумано для развития сюжета, этого требовала драматургия. Но так или иначе, проект всё же близок к реальности.
— Какие чувства вы испытывали, когда перевоплощались в Попкова? Рабочее равнодушие или ненависть?
— Когда хирург оперирует, он этически не может испытывать эмоций по отношению к кому-то. То же и здесь. Ты можешь размышлять на эту тему, потому что необходимо понимание, почему перед тобой негодяй. Но неправильно испытывать эмоции к человеку и одновременно играть его. Не бьётся просто.
— Как вы относитесь к популяризации реальных историй о маньяках?
— Раз есть спрос, будет и предложение. Кто-то любит, кто-то — нет.
— Вы смотрите истории о маньяках?
— Только когда изучаю.
— «Тень Чикатило» — спин-офф сезона с Дмитрием Нагиевым. Складывается впечатление, что Сарик Андреасян намерен создать «кровавую киновселенную». Этичен ли такой подход?
— Сложно сказать… А почему нет? Сарик ведь не собирается делать из таких людей героев, положительных персон. Оправдывать их. Это некая фиксация фактов.
— Как думаете, этично ли давать маньяку слово — брать у него интервью?
— В интернете полно интервью ангарского маньяка. Мне кажется, того требует изучение этого вопроса. Оно ведь необходимо. Как иначе предотвратить трагедии в будущем?
— Вы приняли участие в сериале «Внутри убийцы» о профайлере Зое Волгиной. В России подобная профессия не особо распространена. Как вы считаете, эффективна ли она в расследованиях?
— Наши профайлеры — это, скорее, научные работники, судебно-медицинские психиатры, психологи, которые могут натолкнуть полицию на верный след. В американском понимании профайлер — практически оперативник, он чуть ли не сам задерживает преступников. Но это всё художественная литература. Беллетристика. Кажется, в нашей реальности это очень сложно. В России могут существовать лишь единицы таких людей. При всех проблемах и многослойности мира. Возможно, один Шерлок Холмс и найдётся. Однако мне сложно представить массовое появление профайлеров в нашей стране.
— Насколько вы эмпатичный и чувствительный человек? Комфортно ли вам смотреть истории убийств?
— Комфортно. Я очень эмпатичный человек, но к живым людям. Это всё же оффлайн-эмоция. Здесь и сейчас. Во время просмотра кино или чтения книги я отстраняюсь. Фарфоровые девушки из «Внутри убийцы» меня не пугали. Но я вспоминаю фильм «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа, конкретно сцену с генералом. Вот это уже настоящее. Такое не может не тронуть человека.
— Вы не раз играли полицейского. К примеру, во «Внутри убийцы» — это серьёзный начальник отдела, а в «Проекте “Анна Николаевна”» — более чудаковатый коп. Не приелся ли вам этот образ?
— В какой-то момент я и правда переел этого и длительное время отказывался от подобных предложений. Но сейчас всё в порядке. Они ведь все разные. Коп может быть плохим, хорошим, трогательным или одиноким. Пока что у меня была пауза. Но если придёт предложение, и я пойму, что этот характер мне интересен, то соглашусь.
— Вы несколько раз сотрудничали с Романом Михайловым. Правда, что актёры работают у него за идею? Вы тоже?
— Да. И это абсолютная правда. Мы ведь вместе режиссировали «Сказку для старых», там вообще всё было абсолютно бесплатно. Рома придумывает истории, и те, кому они нравятся, с удовольствием участвуют в этом.
— Маша Мацель рассказывала, что сценарий «Отпуска в октябре» представлял собой несколько вордовских страниц в прозе. Вы не только играли в фильмах Михайлова, но и режиссировали вместе с ним. Удобно ли вам было работать в такой форме?
— Съёмки «Сказки для старых» растянулись во времени, поэтому мы могли поработать с этим — докрутить что-то. Конечно, сценарий ткался наживую. Мы понимали, откуда идём и куда. Если я замечал, что чего-то не хватает, — предлагал Роме идею. Так что в растянутом времени это не так сильно мешало.
В принципе, можно существовать в такой парадигме всегда. Но это всё же режим творчества, а не производства. При этом всё же путь. Безусловно, в этом тоже много всего интересного. Нужно просто выбрать свою дорогу.
— Вы сами больше про порядок и систематизацию или хаос?
— Хаос — совокупность всех порядков. Сложно это разделять. Порядок и хаос взаимно переплетены. Я за разнообразие. Где-то нужно просто плыть по течению, не цепляясь за камешки и выступы.
— Не секрет, что вы сменили не один театр. Расскажите о своём пути в «Сатиру».
— В «Сатире» я оказался ровно в тот момент, когда сюда пришёл Сергей Ишханович Газаров, с которым очень дружим. Мы и в кино вместе работали. Собственно, Сергей Ишханович свистнул меня сюда. Мы обговорили какие-то вещи и отправились в совместный путь. Как раз сегодня я играю спектакль «Дядя Жорж», ролью в котором он меня в «Сатиру» и заманил.
— Какие последние российские проекты вас зацепили?
— Я посмотрел «Мастера и Маргариту». Причём с удовольствием. Хотя, на мой взгляд, в фильме много спорных вещей. Но мне очень понравилась работа сценариста — необычность прочтения, нелинейность. И все ребята там прекрасные.