18 декабря в российский прокат вышел фильм «Вечность» (Eternity) — мелодрама от А24 о любовном треугольнике после смерти. Только зритель отошёл от выбора краша в «Материалистке», как ему подсунули очередную дилемму. В этот раз место Педро Паскаля и Криса Эванса заняли Майлз Теллер и Каллум Тёрнер, так что катка будет не менее потной. Рассказываем, как американская студия возрождает жанр, а картина Дэвида Фрейна, несмотря на банальную форму, привносит в него новый нарратив.

Джоан (Элизабет Олсен) и Ларри (Майлз Теллер) прожили вместе не один десяток лет. За это время у них появились не только дети, но и правнуки. Однако любая жизнь конечна, даже счастливая. Уже постаревший герой умирает по нелепой случайности, подавившись солёным крендельком при виде фотографии супруги с бывшим мужем. Потеряв сознание, он оказывается на Перепутье — некой «сортировочной базе», где почившим предоставляют возможность выбрать одну вечность раз и навсегда. Спустя несколько дней туда прибывает и Джоан, которой предстоит принять важное решение: остаться с Ларри или попробовать построить семью с погибшим на войне Люком (Каллум Тёрнер), ожидавшим её в небытие более 60 лет.

Режиссёр Дэвид Фрейн, за плечами которого всего две полнометражные работы, хоррор «Третья волна зомби» и мелодрама «Свидание с Эмбер», лепит «Вечность» по шаблонному лекалу. В центре сюжета оказывается типичный для подобных историй любовный треугольник, где два непохожих друг на друга претендента будут бороться за сердце дамы. Ворчливый Ларри отчасти эгоистичен: он вечно недоволен жизнью и предлагаемыми обстоятельствами, пытаясь продвинуть в отношения свои интересы. Люк же, напротив, по-старомодному учтив и вежлив, ведь желает подарить Джоан весь мир и прожить мгновения, которых их лишили.
В этом смысле лента Фрейна перекликается с вышедшей в этом году «Материалисткой» и даже с номинированными на «Оскар» «Прошлыми жизнями» 2023 года. И там, и там героиням приходится делать судьбоносный выбор. Остаться с нищим, но таким любимым партнёром, или же выбрать беззаботное будущее, где не нужно думать о деньгах? Уйти от нынешнего супруга к любви детства, с которой на многие годы потеряла связь, или же отбросить прошлое и быть верной тому, кто дарил нежность на протяжении долгих лет? Как можно заметить, несмотря на статус одной из самых успешных и, не побоимся этого слова, гениальных студий, А24 не особо парится насчёт драматургии мелодраматических фильмов, ведь большинство потребителей подобного жанра не откажутся поболеть за одного из соперников.

«Вечность» работает на свою аудиторию: команда выбирает симпатичных актёров, добавляет порцию действительно смешных шуток и трогательных флешбэков, привлекая зрителя ностальгией по расцвету жанра в 1990-х. Однако даже в такой, казалось бы, избитой форме, можно найти парочку откровений — например, в концепции мира. Перепутье — своего рода лимб. Отличие в том, что вместо распределения в Рай или Ад, умершему предлагают вечность в определённом месте. Загвоздка лишь в том, что его нельзя поменять.
Посмертные реальности представлены на любой вкус: мир вина, клоунов, старшеклассников, марксизма или инфантильности. Список бесконечный. Для тех, кто не может принять решение, существует опция остаться в распределительном пункте и найти работу. На раздумья дают ровно неделю, в течение которой почивших будет сопровождать координатор. «Вечность» расширяет границы загробного мира, отрицая концепцию всех религий. Ларри узнаёт, что за людьми никто не следит с небес, а после кончины человек физически перевоплощается в тот возраст, в котором чувствовал себя счастливым. Второй раз умереть нельзя, зато можно ощутить последствия нескольких бутылок чего покрепче и даже оказаться в депрессии.

Как и в «Материалистке», в фильме Дэвида Фрейна довольно предсказуемый финал: главная героиня либо выберет Ларри, с которым прожила чуть больше 60 лет, либо оставит обоих. Из трёх упомянутых ранее работ от А24 только «Прошлые жизни» удивляют концовкой, когда вместо сильной и разорванной любви, персонаж решает не предавать нынешнего партнёра, несмотря на боль и рассуждения о родственных душах. При этом авторы «Вечности» поднимают один из важнейших вопросов отношений: ретроспективную ревность, когда человек сравнивает себя с бывшими интересами партнёра и грустит из-за его прошлого. Ларри задаёт Джоан вопрос: «Как тягаться с воспоминанием?» Всю жизнь он чувствовал себя лишь утешительным призом, тенью на фоне идеального Люка, из-за чего их с женой преследовали постоянные выяснения отношений.
В мире, где большинство мелодрам и ромкомов базируются на двух фундаментах в виде любовного треугольника или неизлечимой болезни, «Вечность» не уходит далеко и не модернизирует жанр кардинально, но коррективы всё же вносит. После фильмов вроде «Привидения» и «Сладкого ноября», рассматривающих смерть как конечность любви, Фрейн говорит, что это лишь повод начать новую главу, в том числе отношений. Режиссёр противопоставляет яркий, но непродолжительный союз более серьёзному, который выдержал все перипетии судьбы и только окреп. Может быть, это история о стремлении к постоянству. Возможно, об истинной любви, которая строится не только на радости. Но она точно достойна внимания.

