В прокат 29 сентября выходит новый фильм Адильхана Ержанова «Голиаф» — история, разворачивающаяся в казахском селе Каратас. Его «крышует» Пошаев (Данияр Алшинов) — местный закон и порядок, решающий, кто тварь дрожащая, а кто право имеет. Он же убивает Карину Талыбаеву (Альмира Турсын) — женщину, решившуюся пожаловаться органам на разбои в селе. У неё остались совсем юная дочка и контуженный муж Арзу (Берик Айтжанов), которому предстоит решить — пуститься в бега, защищать ребёнка или отомстить главарю, на что подталкивает героя участковый (Ерболат Алкожа).
Название фильма спойлерит сюжет: если обратиться к Ветхому Завету, Голиафом был филистимлянский воин-великан, одетый в чешуйчатую броню (весом в 57 кг), медные наколенники и шлем. В руках он держал копьё и медный щит. В такой экипировке Голиаф прибыл на сражение с Давидом, будущем царём Израиля. Второй же взял с собой лишь пращу, но это не помешало ему выиграть в поединке. Предсказуемо, что в фильме Ержанова Пошаев становится Голиафом, а Арзу — Давидом. Чем дело кончится, вы наверняка уже догадываетесь, как именно это случится — смотрите сами, а мы расскажем о лейтмотиве картины, которым сквозит буквально всё — от мизансцен и второстепенных персонажей до выбранных режиссёром цитат-перебивок и основного сюжета. Мы поговорим о насилии.
В какой бы момент вы не решили остановить фильм, каждая из сцен пропитана насилием, а точнее его круговоротом в «государстве», которым здесь выступает Каратас. Драма начинается с того, как местный житель, явно больше приближенный к власти (Пошаеву) избивает троих людей. Делает это он методично, чередуя удары в живот с ударами по ногам и пощёчинами. Закончив с «провинившимися», герой вместе с остальной бандой отправляется на дело. Следом бегут пацаны — разборки с ружьями и травлей давно стали здесь единственным развлечением детворы. Мы ещё встретим этих ребят, но уже оскаленных и жестоких, когда у них появится возможность действительно навалять обидчикам банды. Кажется, здесь вместо молока матери дети с рождения впитывают тягу к насилию и одновременно страх — если вдруг окажешься на невыигрышной стороне.
В страхе и смирении здесь живут и женщины, которым, как соседке брата Арзу, приходится сотрудничать с бандой (они-то кормят район, так что и сдать кого-то из местных не проблема). Есть ещё один вариант — сидеть тихо, как мышка, что и делает новая сожительница главного героя Таня. Её мужа отправили в тюрьму, а самой девушке выделили комнату в бараке. «Представляешь, забываю его лицо», — вслух переживает героиня в одной из сцен. Вариант протестовать не работает — это мы помним по судьбе Талыбаевой. Так что, если и не размножать насилие, то только сидеть-бояться.
Мужчины же либо размножают насилие, либо скрываются от него. Сам Пошаев явно заработал себе авторитет не дипломатией, а запугиванием и ловкостью рук. Диалог для него работает только в обратную сторону, когда «большой» человек договаривается с «маленьким». Так Пошаев решает вопрос с Арзу, устраивая его работать охранником в качестве компенсации за убийство супруги. Когда же с ним пытаются договориться, он достаёт автомат.
В некоторых сценах Пошаев кажется даже не таким уж плохим парнем: он заботится, чтобы на новую стройку взяли местных и каждый был при деле; контролирует, чтобы в регион не привозили наркотики, и, по сути, сосредотачивает всю власть в одном лице — своём. Но только вот эти благие помыслы никак не оправдывают жестокие методы героя. Он всё ещё множит это зло, победить которое решается Арзу — калека с травмированной ногой и дислексией.
Но как именно он может преодолеть Пошаева? Кажется, в этом заключается вся суть фильма и одновременно жизненная горечь: насилие побеждают насилием. С главарём невозможно поговорить, остаётся лишь выбор — примкнуть к нему или свергнуть. Но что внушает надежду, так это будущее — станет ли герой новым Пошаевым или установит в жизни села новые правила? Можно ли вообще в месте, где все — от мала до велика — дышат насилием и других способов существования не знают? Ержанов не отвечает на этот вопрос, а оптимисты в зале верят — с Арзу наступят светлые времена.