Что такое электрофолк? Какая этническая музыка подходит современному звучанию? На какие ошибки могут нарваться начинающие артисты этого направления? Разбираемся вместе с крымской группой Эдi и заодно обсуждаем, какие народные инструменты они используют в своём творчестве.
Что такое электрофолк для Эдi?
Эдие: Понятие жанра — это больше формальные рамки восприятия, в которых каждый музыкант вынужден оказаться сознательно или бессознательно. Например, Александр Горбачёв в своём издании назвал нашу музыку психо-поп. Электрофолк стал одним из удобных объяснений, что мы и откуда. Музыка Эдi многолика.
Александр: В данном жанре легко умещается два достаточно абстрактных понятия. Электроника, которая может быть и роком, и техно, и нойзом — да чем угодно. Фолк, который направляет нас к этническим инструментальным вкраплениям, гитарным переборам, фантасмагоричным текстам и загадочному вокалу Эдие.
Как сохранить баланс между традиционным и современным звучанием в электрофолке?
Александр: Музыка становится оригинальной, когда нет стремления к идеальности, а баланс должен быть в стремлении к цели. Мы чётко осознаём её — выведение оригинального музыкального гибрида, характеризующего Крым с его нетуристической обёрткой. Так сказать, ворошим давно забытое прошлое и интерпретируем его в наши песенные теории будущего.
Главная ошибка искать в этом жанре нишевость. Он очень широкий в своём звучании. Как я говорил выше, смешивать можно всё что угодно, главное чтобы был опыт и чуйка. Я считаю, если написано фолк — это не значит, что нужно сразу примерять на себя кокошник.
Эдие: Это достаточно экспериментальная плоскость. Нужно быть готовым к тому, что выбранная форма может стать провальной в своей актуальности. Идеально, когда у автора проявлены природные рецепторные механизмы, которые определяют пограничность погружения одного звука в другой. Проще говоря — музыкальная интуиция. Её реально развить, например, слушая и изучая музыку разных культур. То есть сначала нужно стать исследователем, а уже после — творцом.
Какие ошибки может совершить начинающий музыкант?
Эдие: Главных ошибок несколько:
- Исследование не равно копирование. Можно владеть разными вокальными техниками, но уникальность совершенно не в них, а в тембре голоса. Многократные пробы и ошибки открывают прежде всего тебя в себе. А уже после определяют твои, видимые другим, грани.
- Боязнь осуждения и несоответствия традиционной народной культуре. Тут виной, как мне кажется, миф, что фолк — это только передача из поколения в поколение давно написанных композиций. Именно поэтому многие берутся реанимировать уже существующий фольклор и уходят в крайности. Думаю, лучший способ создать свой стилистический оборот — это пересказать своими словами, а не использовать прямолинейное цитирование.
Какие похожие проекты нравятся вам?
Эдие: Сейчас многие созидатели и авторы поняли кайф подобных сочетаний несочетаемого. Назовем тех, кто есть в наших плейлистах. Очень любим турецких Lalalar: познакомились с их творчеством и ребятами лично, когда выступали на фестивале MOC в Узбекистане. Круто транслируют колорит востока Австралийское трио Glass Beams. Есть и целиком инструментальные коллективы с уклоном в этно, но без электроники, которым удаётся лавировать среди множества жанров. Например, голландский квартет YĪN YĪN, турецкая группа из Амстердама Altın Gün, поликультурная группа Al-Qasar, создающая арабский фьюжн. Я могу перечислять бесконечно.
Александр: Австралийцы King Gizzard & The Lizard Wizard. Кто-то скажет, что это больше психоделик-рок, но где границы? Очень круто пользуются этими техниками отечественные Shortparis, Simple Symmetry и Ankobo+Kaboo.
Есть ли культуры, которые особенно классно звучат в современной музыке?
Александр: Сложно сказать. Сколько культур, этносов, субкультур, — столько и вариантов существования звука. Мне кажется, это субъективно и индивидуально, зависит от мышления и умения конкретных авторов.
Эдие: Мне нравится, как сейчас звучит восток. Удивительно то, как прекрасно пишут о нём не только проживающие там люди (пример групп выше). Абсолютно точно каждому этносу необходимо стремиться сохранять и модернизировать свою звуковую материю, использовать её как инструмент продвижения собственного генетического кода — выносить свою культуру за географические рамки. Мы сейчас записываем крымскотатарский альбом (на крымскотатарском языке), не меняя наш стилистический вектор, но при этом с большим уклоном в исконно крымские гаммы и темпоритмы. Надеюсь, всё будет хорошо и в следующем году его возможно будет услышать.
Назовите пять этнических музыкальных инструментов, которые вы используете в своей музыке
1. Уд
Александр: Это струнный щипковый инструмент, родом из стран Ближнего Востока, но также был распространён в Причерноморье. Здесь нам очень помог наш друг Георгий Котанов. Он сам электронный музыкант, и его основная фишка — это объединение электроники и импровизаций на уде.
Эдие: Песня «Путеводная звезда» по своему настроению — кочевая бойкая лирика, в которой народ проходит долгий сложный путь по степям и пустыням перед тем, как вернётся в родные края. Важнейшим элементом, выражающим внутренний плач и одновременно затаившеюся надежду, стал ориентальный полутональный инструмент. Гео прочувствовал эти импульсы и определённо внёс этническую компонентную оригинальность в композицию придуманной партией Уда.
2. Дойра
Эдие: Перкуссионный инструмент, распространённый в странах с персидско-арабской ДНК. Она представляет собой круглый обруч из твердой породы дерева, на который с одной стороны натянута толстая козлиная, баранья или рыбья кожа. Внутри него, по ободу прибиты металлические петли. Мы купили свою во время концертного путешествия в Ташкент. По звучанию и облику инструмент прямой родственник крымскотатарскому бубну Даре, но по цене оказался значительно дешевле, так как очень распространён в Узбекистане.
Александр: Услышать дойру можно в песнях «Деньги», «Джинн», «Стук», «Будущего нет». Она еле заметна, погружена в многослойность, но в определённых художественных оборотах добавляет низковибрационного боевого клича, отсекая ритмический рисунок и приятно отвлекая от ведущей партии бита.
3. Карнай
Эдие: Древний духовой инструмент, имеющий многовековую историю. Во времена персидских царей и монгольских ханов с помощью него подавали сигнальный военный зов. Сейчас без него не представляют ни одного традиционного торжества.
Александр: Несмотря на нынешнюю праздность, нам почему-то это звучание до дрожи напомнило трубы апокалипсиса. Имея немного нелепую, скачкообразную, гулкую, но одновременно грозную тональность, этот духовой инструмент выполнил свою важнейшую задачу в концовке песни «Будущего нет», добавив эффекта проступающего на лице страха.
4. Джембе
Александр: Деревянный и полый внутри барабан в форме кубка с натянутой сверху кожей, корни которого уходят в шаманские племена древней Африки. Здесь случилась синергия. Оказалось, что наш барабанщик Сергей Скорык прекрасно играет на этом инструменте. Когда мы впервые услышали джембе, то почувствовали первородную энергию и выверенную аритмию.
Эдие: После знакомства с инструментом мы сразу поняли, где именно в альбоме должны быть эти звуки: «Путеводная звезда» и «Стук». Сергей записал их для нас. В этих песнях Джембе будто стал способом общения без слов, как и было дано ему от природы. Он заполнил высокие частоты в симбиозе с достаточно шумными напористыми синтами, грузными гитарными партиями и низкой перкуссионной атакой.
5. Мандолина
Александр: Будучи генуэзцами, итальянцы пробегали в средневековом Крыму, поэтому нет ничего удивительного в тяготении к настолько разным инструментам. Купил на распродаже советскую мандолину за 500 рублей и сразу родились первые мелодии для песни «Стук», по форме уместившие в себе краткие дрожащие нотные повторения. Так и остались основополагающими, вокруг которых позже сформировался злобный напористый техно-скелет.
Эдие: Поживший долгую жизнь инструмент только добавил естества в композицию. То, что было записано, как только было придумано, магическим образом осталось. После Александр пробовал перезаписать эти же рифы на новом инструменте со свежими струнами, но мы пришли к выводу, что кайф чувствуется только от тех первых слегка поржавевших струнных вибраций.
Группа Эдi хорошо знакома зрителям 2х2 и читателям нашего медиа. Их первый клип на песню «Не суди», созданный ещё в 2018 году, можно было увидеть в нашем эфире, а в прошлом году мы общались с ними в преддверии фестиваля «Архстояние» (обсуждали предсказания от «Симпсонов» и позу Подозрительной Совы для стояния). 29 марта они выпустили свой четвёртый альбом, некоторые песни из него мы обсудили выше.