Одним из самых причудливых примеров переплетения кулинарии и медиа становятся видеоигры, ведь в них пища представлена не только как нечто визуально-эстетическое (так дела обстоят на телевидении, в кинематографе и живописи), но и как интерактивный элемент, раскрывающий новые грани для взаимодействия человека и искусства.
Например, игры дают пользователю уникальную возможность ощутить эффект сытости или оценить «питательность» еды через своего аватара в виртуальной среде, наделяя персонажа новыми свойствами, полезными улучшениями навыков и другими бафами. Также во многих проектах вроде Overcooked или почти любых MMO можно вжиться в роль повара и принять непосредственное участие в приготовлении блюд.
В этом тексте мы решили познакомить вас с интересными механиками кулинарного ремесла и различными формами гурманства в видеоиграх. Помните, как родители всегда говорили нам в детстве: "Не играйте с едой"? Впервые в жизни вам предоставляется возможность ослушаться!
Stardew Valley
Симулятор фермера в волшебном городе под названием Пеликан, вдохновлённый культовой Harvest Moon — это классический пример, в котором еда выполняет свою главную функцию: насыщать. Пища в Stardew Valley восстанавливает выносливость и здоровье вашего персонажа, а также временно повышает характеристики и скорость передвижения игрока. В каком-то смысле только видеоигры способны так утрированно передать чувство сытости от хорошей трапезы. Кулинарный процесс в Stardew Valley простой и медитативный, поэтому мотивирует игрока делать заготовки и регулярно проверять на себе полезные эффекты от новых блюд.
Ещё одна кулинарная механика Stardew Valley связана с телевизором. Приёмник изначально доступен игроку, поэтому с первого дня пребывания в Пеликане можно периодически поймать передачу «Королева соуса». С её помощью фермер учится рецептам новых экзотических блюд. Каждое воскресенье игрового времени из шоу узнаётся что-то новое, а по средам есть вероятность наткнуться на повтор. Art imitates life, как говорится…
Еда с полезными эффектами — один из самых популярных тропов в видеоиграх, связанных с гастрономической культурой. Подобные механики можно встретить во многих симуляторах, RPG и даже шутерах. The Sims, Genshin Impact, Far Cry — список можно продолжать до бесконечности.
World of Warcraft
MMORPG от Blizzard может похвастаться большим количеством профессий: от кузнеца и инженера до рыбака и алхимика. Не обошли стороной и кулинарию. В WoW полно редких рецептов, которые можно получить от учителя профессии, приобрести на аукционе или найти во время странствий в открытом мире. Среди них не только инструкции по приготовлению блюд с полезными бафами, но и рецепты, которые буквально могут изменить ваш облик. Самый популярный — это «Загадочное острое лакомство».
Известное рыбное кушанье может на час превратить вас в кровожадного пирата или скрытного ниндзя. Так разработчики напоминают нам, что еда не только даёт людям жизненную силу, но и позволяет ощутить себя частью другой культуры. Многие воображают себя изысканными французами в беретах, когда получают возможность отведать улиток в чесночном соусе, или фантазируют о поп-культуре Японии под порцию роллов.
Minecraft
Описывать сюжет и геймплей Minecraft — дело неблагодарное. Эта игра настолько популярна и интуитивна сама по себе, что уже как будто встроена в культурный код всего человечества. Просто напомним, что в Minecraft игрок выступает в роли выживальщика без предыстории, который путешествует по миру, созданному из кубических блоков. Для адаптации в окружающей среде герою необходимо крафтить предметы в специально отведённом поле интерфейса с сетками 2x2 (очевидная отсылка к нашему каналу) и 3x3.
Еда — один из самых необходимых расходников для выживания в мире Minecraft. В квадратных полях в сетке нужно в правильном порядке расположить ингредиенты для создания блюда. Изначально пользователю неизвестны рецепты для приготовления пищи (если не обращаться к популярным wiki-ресурсам в интернете), поэтому импровизированный режим готовки открывает пространство для экспериментов. Например, чтобы испечь торт, нужно поместить три единицы пшеницы на нижний ряд, одно яйцо в середину, две горстки сахара по бокам и заполнить верхний ряд тремя вёдрами молока.
Подобная механика крафта ставит перед пользователем задачу соотнести логику реального мира с правилами видеоигры. Если игрок угадал состав и расположение предметов в сетке, то в награду он получает рецепт и готовое блюдо. Этот опыт также может стать ностальгическим напоминанием о жизненных эпизодах, когда мы готовим блюда по памяти или экспериментируем и интуитивно подбираем ингредиенты из того, что осталось в холодильнике.
Похожая реализация готовки «на ощупь» встречается в партийной RPG Divinity: Original Sin и MMORPG Guild Wars 2.
Ratatouille
Странно видеть здесь платформер по мотивам мультфильма Брэда Бёрда, ведь он не отличается качеством AAA-проектов или уникальностью механик многих инди. Однако в сравнении с «Рататуем» Pixar у видеоигры обнаруживается интересное преимущество. Она становится наглядным примером того, как по-разному можно рассказывать истории и передавать чувства персонажей. В анимационном воплощении мы можем понять любовь крысы Реми к изысканной кухне лишь через диалоги и эмоции на крысиной морде, а Ratatouille позволяет получить совсем другой опыт интерактивного сторителлинга.
Беготня по подвалам и канализациям Парижа периодически сменяется специальными уровнями в мечтах грызуна, состоящими только из еды. Реми прыгает по парящим фруктовым долькам, уворачивается от маятников в форме хлебных булок и перепрыгивает через тарелки с горячим рагу. Весь этот платформинг намекает, что в сознании крысы еда — это страсть, адреналин и борьба за выживание. Мультипликация, конечно, великая вещь, но даже она на такое не способна!
The Elder Scrolls V: Skyrim
Еда может быть не только продуктом потребления в видеоигре, но и чем-то более значимым: единицей информации со своей мифологией или поводом для шуток героев. Она перестаёт быть просто функцией и превращается в самостоятельный объект.
Вспомните фразу стражника из Skyrim, ставшую пасхалкой разработчиков: «Дай-ка угадаю: кто-то украл твой сладкий рулет?» И действительно, сладкий рулет уже стал чем-то вроде негласного символа серии The Elder Scrolls. Десерт можно найти практически в любом уголке игрового мира, персонажи часто упоминают его в диалогах, а пользователи интернета посвящают ему всевозможный контент и делают с ним вирусные мемы.
К «мемной» еде из видеоигр можно также отнести и невероятно красивые блюда из Final Fantasy XV, и сэндвичи Пулемётчика из Team Fortress 2, и даже вампа-фрукты из серии Crash Bandicoot.
Игры из подборки на примере кулинарии убедительно доказали своё превосходство над другими формами медиа в возможностях передачи чужого опыта и проведения параллелей со своим собственным. С помощью интерактивных развлечений мы получили нечто схожее по ощущениям от приёма вкусной и питательной пищи, а также вспомнили, что еда — это огромная часть нашей жизни и поп-культуры со всеми экспериментами на кухне, поиском рецептов в кулинарных шоу и простыми разговорами и шутками о любимых блюдах.