Что будет, если объединить простой и понятный сюжет, харизматичных персонажей, дорогую съёмку и немного ностальгии по девяностым? Динь-динь, правильный ответ! Почти каждый третий российский сериал из тех, что выходили в последние два-три года. И все они и на первый, и на третий, и на десятый взгляд очень похожи между собой, потому что по сути одинаковые: одни и те же герои, гэги, локации, темы для рассуждений. Даже актёрский каст не блещет изысками и новыми лицами: все свои, все давно знакомы. В общем, на вечер под поздний ужин сойдёт и ладно. Но платформа KION в своём новом проекте «Дядя Лёша» решила пойти чуть дальше и превратила всем известную формулу российского сериала во что-то чуть менее пошлое и по-простому доброе. Чего же ожидать от премьеры: тотального кринжа или всё-таки приятной ностальгии по десятым, когда по ТВ крутили первые сезоны «Кухни» и «Интернов»?
Как будто всего и сразу, потому что «Дядя Лёша» — по-своему наивная и простая история о дворнике в детском доме. Главный герой принимается грабить всех «зажравшихся» и коррумпированных мерзавцев, чтобы хоть немного улучшить жизнь воспитанников. Всё как завещал Робин Гуд: «Забирай у богатых — отдавай бедным». Вот дядя Лёша и отрабатывает сверхурочные, обчищая по ночам бандитов с той же скрупулёзной внимательностью, будто драит детскую площадку на субботниках. Но, как это обычно бывает, всё идёт коту под хвост, когда в дело вмешиваются непосредственно подростки, ради которых все делишки и проворачиваются. Ребята шумные, отрицающие семейные ценности (сериал активно навязывает мысль «братанов на семью не меняют») и непомерно бунтующие. Возможно, даже чересчур. История быстро закручивается, в сюжете появляются и любовные драмы, и мотивы взросления, и очень карикатурные скетчи про гадалок и служителей закона, так что героям только и остаётся разгребать проблемы и пытаться не зарабатывать новых, что, конечно, получается из рук вон плохо. Чем же сериал может зацепить и почему он чуть лучше всех остальных из категории «на один вечер»?
В первую очередь своим актёрским составом. Взрослый каст подобран настолько хорошо, что можно только умилительно сидеть и улыбаться, наблюдая за потрясающей динамикой на экране. Все на своих местах: и замечательный, неловко-добрый Трибунцов в качестве главного героя — обязательно в опрятной, но старенькой одежде и со смущённой улыбкой. И Анна Уколова со своей шедевральной ямочкой на щеке в роли заведующей детским домом — обязательно строгой, но непомерно обаятельной. И уже давно закрепившийся в подобных проектах Сергей Лавыгин, который всё меньше похож на Сеню из «Кухни» и всё больше на немного неряшливого и в то же время принципиального полицейского. В общем и целом, между героями действительно видна магия кинематографа — несмотря на всю неловкость и даже нелепость некоторых сцен, в персонажей почему-то веришь. И наблюдать за ними интересно: конечно, если в кадре не решило проявиться чувство юмора режиссёра проекта — Дмитрия Невзорова. В этих случаях можно только обнять себя и плакать, потому что градус несмешной пошлятины улетает в космос.
Но вот с подростковым кастом сильно прогадали: на фоне профессиональных и очень живых взрослых актёров «дети» — Цыган, Пухляш и Маша — смотрятся блёкло и неинтересно. Очень странные и совершенно глупые выкрики «фак» через слово, быдло-поведение, конфликты ради конфликтов — всё это точно не украшает персонажей. Даже актёрские навыки или харизма не вытягивают откровенно плоских героев, потому что ни того, ни другого у ребят нет. На середине второй серии может появиться дикое желание проматывать целые сцены с неугомонной троицей, потому что ничего интересного в них не завезли и сами по себе актёры не вывозят конкуренцию с мастодонтами индустрии. Может, к середине проекта пропасть между старшими и младшими товарищами пропадёт, но сейчас она очевидна. И это портит всю атмосферу.
Кстати о ней. Паразитирование на девяностых видно в каждой детали: начиная с ковров на стенах в квартире дяди Лёши и заканчивая гуляшом на обед и киселём в гранёных стаканах. Время по сути настоящее, уже и по видеосвязи звонят, и навороченные системы безопасности в домах стоят, а в интерьере и декорациях всё одно и то же — с налётом советского и кризисного. Это откровенно расстраивает. Невооружённым глазом видно, как авторы раз за разом пытаются не то избавиться от неясной ностальгии, не то с головой в неё прыгнуть, а по итогу замирают посередине и просто ждут, что будет дальше. Потому что от рычага давления на зрителя отказываться не хочется, но он всем уже до чёртиков надоел и надо как-то из него выбираться. И пробуют же — с помощью комедии. О которой тоже можно сказать довольно много нелестностей.
Основная проблема в том, что юмор в сериале очень топорный, по стс-овски глупый и по тнт-шному низкий (всё ещё помним о влиянии режиссёра). Темы, как обычно, самые бытовые: измены, секс, мужики, бабы, водка, взятки — полный набор, если так посмотреть. Некоторые шутки так вообще от реальности отрываются: Ален Делон для молодой аудитории — зверь неизведанный и чудовищный, поэтому его упоминание воспринимается скорее как костыль, лишь бы кого сунуть в шутку да побыстрее (лучше бы уже Шамана, честное слово). Не каждый человек за сорок его вспомнит, что уж говорить о молодёжи, на которую сериал вроде как и рассчитан. Но за тоннами третьесортного юмора скрываются и добрые светлые моменты, которые действительно дарят улыбку. Трибунцов на собственных плечах тащит каждый из них, создавая лёгкость и добродушие, даже если сцена довольно противоречивая — например, когда дядя Лёша замирает в ступоре на десять секунд посреди дома, который грабит, прямо в комнате с иконами. Лицо его в этот момент неописуемо — видно все стадии принятия от и до. Так что, если хорошенько подготовиться к возможному резкому приступу кринжа, большую часть грязи можно спокойно игнорировать!
Особенно, если переключать внимание на то, как сериал снят. Выглядит всё дорого и очень технично: как минимум ради картинки познакомиться стоит. Виды на город, точные декорации, довольно узнаваемые образы на экране — и всё снято по-настоящему талантливыми операторами. За пейзажи-портреты однозначно лайк, потому что видно — авторы действительно постарались, чтобы картинка выглядела чистой и приятной.
И в целом сериал вполне смотрибельный, несмотря на все перечисленные выше минусы. Да, местами слишком пошло, но это компенсируется бешеной харизмой старших актёров и всё-таки временами хорошими шутками. Да, подростки в кадре жутко раздражают, но если смотреть сквозь пальцы, не так уж и плохо они друг с другом смотрятся. Да, есть странные мысли, которые открыто навязываются зрителю ещё и с эксплуатацией ностальгии, но под всей этой мишурой видно, что история очень светлая и искренне добрая. И, возможно, эти небольшие, но довольно весомые плюсы уравновешивают все отрицательные стороны проекта. А значит стоит дать шанс «Дяде Лёше». Хотя бы в качестве сериала «под ужин на один вечер».