На HBO к своему экватору подошёл сериал «Дюна: Пророчество» (Dune: Prophecy) — очень дальний приквел эпической дилогии Дени Вильнёва, к которому постановщик не имеет никакого отношения. Warner Bros. вернули знакомые по фильмам и книгам фамилии на малые экраны в явной надежде на новую киновселенную. О том, почему попытка пока что получается спорной, а проект при всех амбициях не сильно впечатляющим — в нашем материале.
Пытаться ёмко и в то же время детально рассказать о сюжете «Пророчества» без лишнего неймдроппинга такое же гиблое дело, как и пересказывать все линии в «Кольцах власти». Но если вкратце, то действие сериала происходит за 10148 лет до рождения Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе) и через 116 лет после важнейшего канонического события во вселенной «Дюны» — Батлерианского джихада — восстания людей против мыслящих машин, попытавшихся заменить человечество, во время которого и началась кровная междоусобица Харконненов и Атрейдесов.
История рассказывается от лица Вали Харконнен (Эмили Уотсон). Её Дом был изгнан и, как она утверждает, оклевещен Атрейдесами. Вся её семья, можно сказать, смирилась со своей судьбой, но юная Валя (Джессика Барден) хочет справедливости и восстановления репутации. Буквально отвергнутая родственниками она смогла найти новую цель жизни в рядах Ордена сестёр (будущие Бене Гессерит), где её под крыло взяла Преподобная Мать Ракелла (Кэти Тайсон). После смерти Ракеллы юная девушка устраняет конкурентку с помощью легендарного Голоса, захватывает контроль над Орденом и следующие тридцать лет упорно работает над развитием Сестринского влияния в каждом уголке Империи. Теперь практически к любой важной семье приставлена своя правдовидица, направляющая феодала по нужному Ордену пути.
Не стал исключением и сам император Джавикко Коррино (Марк Стронг), который готовится выдать замуж свою дочь принцессу Инес (Сара-Софи Бусснина) за девятилетнего мальчика из Дома Ричез. Этот союз крайне выгоден: император получит флот, с помощью которого планирует наладить контроль над Арракисом (а вот и главное яблоко раздора!), Ричезы тоже будут ближе к желанной Дюне, а Орден получит своего человека на троне, ведь после бракосочетания Сёстры заберут принцессу к себе на обучение. Надо ли говорить, что всё пойдёт не по плану, и далеко не последнюю роль в этом сыграет вернувшийся с пустынной планеты воин по имени Десмонд Харт (Трэвис Фиммел)?
Анонсировали сериал ещё в далёком 2019 году, и с тех пор он претерпел целый ряд изменений. Сначала шоураннерами проекта с названием «Дюна: Сестринство» были Дени Вильнёв и сценарист Джон Спэйтс, но они столкнулись с критикой на почве того, что у шоу про женщин как-то маловато женщин в руководстве. Запустилась череда рокировок, в итоге которой Вильнёв и Спэйтс друг за другом вышли из дела, направив все свои силы на сиквел, а сериалом с новым подзаголовком «Пророчество» занялись другие люди.
Согласно титрам, в основу шоу легла книга Брайана Герберта (сына Фрэнка Герберта, автора оригинального романа) и его соавтора Кевина Андерсона «Дюна: Орден сестёр» — первая часть из трилогии «Великие школы Дюны» о зарождении и ранних годах важных для вселенной организаций. Только вот это не совсем так, потому что с первой же серии зрителям представляют героев, которых в книге даже не было. Например, Десмонд Харт, который выглядит как Дункан Айдахо (герой Джейсона Момоа в фильмах) прошедший Афганскую войну, или Кейран Атрейдес в романах точно не фигурируют. К тому же в сюжете переплетаются события из всей трилогии, нацеленные на упрощение зрительского понимания довольно сложного лора. Оригинальные элементы должны были придать истории увлекательности и логично связать воедино сценарную мешанину из разных произведений. Да и кроме Бене Гессерит за три часа других великих организаций на экране не наблюдается (представительница Суккской школы, которая была когда-то в Ордене сестёр, не в счёт).
Честно говоря, пока получается не совсем удачно. Выглядит «Пророчество» как смесь «Звёздных войн» (при учёте, что они сами вдохновлены «Дюной») и «Игры престолов», но не в самом комплиментарном ключе. «Политическая борьба полная интриг на просторах космоса» — чем не хитовая идея для игры в долгую? По задумке, наверное, должно было получиться что-то вроде «Андора», но пока градус интриг не так уж велик, хоть и бросают зрителя в гущу событий почти сразу.
Некоторых важных компонентов «Пророчеству» определённо не хватает. Несмотря на дороговизну и местами хороший визуал сериал практически по всем фронтам явно не дотягивает до эпического полотна Вильнёва, состоящего из двух частей (если вдруг кто ждал подобного уровня). На экране мелькают космические корабли и появляются масштабные общие планы, но действие происходит всего в нескольких локациях, хотя, надо признать, выглядят они отлично.
И актёры вполне неплохие, и с ролями своими справляются, но в то же время в сюжете проскакивают уж очень смешные моменты, как, например, несколько стереотипных сцен, где избалованные дети аристократов под арракийским спайсом занимаются сексом. По всем канонам, их должны отправить куда-нибудь далеко на перевоспитание (а, ой). Да и в некоторых персонажах ощущается какая-то нелепость. Тот же император выглядит слишком картонной фигурой, которая не вызывает ощущения властного правителя. Он вынужден заключить брак ради флота, чтобы контролировать одну планету, хотя под его началом объединены тысячи миров. Довольно странное зрелище.
Многие жаловались на затянутость дилогии Вильнёва, где общий хронометраж со всеми титрами составляет без малого 5,5 часов. А теперь представьте, что у фильмов забрали внушительную часть денег, заменили всех звёзд на менее известных актёров, убрали великого Циммера из композиторов и добавили ещё полчаса экранного времени. Привлекательная перспектива к просмотру? К тому же, если считать цикл Фрэнка Герберта оригиналом, а произведения его сына в соавторстве с Андерсоном официальным, но всё-таки фанфиком, то «Дюна: Пророчество» получается вообще фанфик по фанфику. Расклад не из приятных. Но даже так дела здесь обстоят гораздо лучше, чем у самого дорогого сериала в истории, ведь проекту всё-таки есть чем привлечь. Во-первых, сделан он действительно качественно, и всё, что касается костюмов, визуала и декораций нареканий не вызывает. Во-вторых, пару интересных интриг создателям закрутить всё-таки удалось. В-третьих, тут показали Шаи-Хулуда (его всегда радостно видеть). И, в-четвёртых, это маленькая, но надежда на зарождение новой вселенной с интересными историями.
Проект очень чётко демонстрирует внушительные амбиции Warner Bros. по превращению «Дюны» в большую франшизу. Он неплохо показывает, что этому миру песчаных червей ещё есть что показать и рассказать за пределами полнометражек. Приятно, что сериал всё-таки вышел из производственной неурядицы и добрался до экранов. Возможно, выбор для адаптации сделан был не самый шикарный и лучше было бы начать с начала и рассказать подробнее о столь важном для лора Батлерианском джихаде и планомерно пойти далее по трилогии «Легенды Дюны», и после уже знакомить с другими историями, но имеем, что имеем. Пусть не шедевр, но в долгом ожидании триквела время скоротать можно.
Глобально сериал сравним с ситуацией, когда ты дома решил по рецепту приготовить какое-то необычное блюдо из интернета, но в процессе готовки меняешь ингредиенты или добавляешь новые в угоду своей лени или своему бюджету: вместо черри пойдут обычные томаты, от рокировки сливочного масла на подсолнечное тоже вряд ли что-то кардинально поменяется, а Пармезан или Чеддер легко заменит практически любой сыр. Также по вкусу можно добавить чего-нибудь от себя, так сказать, доработать рецепт, ляпнув соуса (хотя в случае с «Дюной» лучше сказать специй). И вуаля! Всё готово. Так и здесь: вроде поваренных книг Герберт и Андерсон написали достаточно, но при этом в «Пророчестве» чувствуются эти самые нотки халтуры и отсебятины, которые кому-то придутся по вкусу, а кого-то разочаруют. Однако в общем и целом вышло вполне съедобно, да и, как говорится, за что уплочено, должно быть проглочено.
На момент написания материала вышло 3 из 6 серий.