С чего стоит начать, если хотите стать саунд-продюсером? Мы попросили артистку DRIADA поделиться опытом и объяснить, какими должны быть первые шаги в творчестве и как не стать жертвой своих амбиций. В этом материале ловите множество полезных советов и приёмов, которые мы разобрали на примере её нового альбома «Электрофея».
— С чего начать, если хочется стать саунд-продюсером?
Для начала можно взять любой трек, который тебе нравится, выгрузить его в проект и попробовать повторить, насколько это возможно. Можно даже использовать встроенные в программу семплы и инструменты, ничего пока не покупать и не скачивать. Обратите внимание на структуру трека, вслушайтесь в разные слои, звуки. Постарайтесь найти среди семплов что-то похожее. Это очень полезное упражнение, которое поможет быстро прокачаться.
Основная сложность на первом этапе — это интерфейс программы. Как только ты им овладеешь, предел — лишь твоё воображение. Можно посмотреть простую обучалку, во время которой тебе объяснят, где что находится, или взять несколько занятий с преподавателем. Программы по продакшену не такие страшные, как кажутся на первый взгляд.
— Каких ошибок можно избежать?
По моему мнению, основная ошибка — думать, что твои треки ещё недостаточно хороши, и продолжать писать в стол, пока «не достигнешь нужного уровня». Так можно потерять много времени! Лучше делиться демками как можно скорее, показывать аудитории, как ты растешь. Когда я написала свою первую демку, я её показала одному саунд-продюсеру, будучи уверенной, что это какой-то примитивный набросок и мне нужны уроки по продакшену. А он сказал, что это звучит очень достойно. Я удивилась и поняла, что сомневаться в себе не нужно. К слову, это был мой трек «Травушка», до сих пор он — один из моих самых экспериментальных и необычных.
Другая возможная ошибка, как я думаю, — это сразу взвалить на себя огромное количество функций, например не выпускать трек, пока ты его сам не сведёшь и не сделаешь мастеринг. Обучение сведению и мастерингу может занять несколько лет и чаще всего предполагает наличие профессионального оборудования. В такой ситуации можно обратиться к саунд-инженеру и свести трек вместе. Я даже знаю иностранных саунд-продюсеров, которые уже много лет выпускают треки на больших лейблах, но сами треки не сводят. Таким образом, можно уже поскорее начать выпускать треки, а сведение осваивать постепенно.
Ну и ещё одна фатальная ошибка, на мой взгляд, — заводить несколько псевдонимов и проектов под каждый жанр. На начальном этапе на счету каждое прослушивание и распределение стримов на несколько проектов сильно усложняет продвижение. Намного логичнее сфокусировать все силы на одном проекте, показывать аудитории, что ты можешь быть разным. В этом твоя ценность.
— А назови топ-5 любимых инструментов, которые ты используешь в своём творчестве.
1. Король кинематографичного баса
Один из моих любимых VST (Virtual Studio Technology) — это Prophet от Arturia. Он помогает создать жирный тягучий и даже зловещий бас. С ним можно придумать разнообразную звуковую палитру, но именно его бас прочно занял место в моем продюсерском сердце. Он играет важную роль в моём творчестве и звучит в большом количестве треков, например: «Край», «Lull Kill», «Horrowod». А «Соцветия» полностью написан на этом синте. Кстати, все эти треки попали в сериалы и ТВ-проекты, так что это мой талисман. В новом альбоме «Электрофея» помимо трека «Соцветия» его можно услышать в «В камень превратила» и «Свора».
2. Мечтательный синт из страны фей
TAL-U-NO-LX — помогает создавать перламутровые грёзы и сны, синти-волны и много всего другого. Это плагин с ретро-звучанием, который добавляет магию в любую композицию. Он играет в моём треке «Вечный Ночной», а недавно я написала с ним «Из страны фей», и трек получил +100 к мерцанию.
3. Злобная сосиска
Мне кажется, что это самое смешное, что есть в мире продакшена, и при этом на редкость эффективное. Плагин Sausage Fattener от Dada life помогает сделать звук более жирным и перегруженным. Чем сильнее ты перегружаешь звук, тем злее становится лицо сосиски. Об этом плагине мне когда-то рассказал саунд-продюсер Meshes, который тоже его активно использовал. Злая сосиска прячется во многих моих треках, например, «Hectic Path», «Вены», «Яд». В новом альбоме она обосновалась в треке «Монстры».
4. Электробаза
Думаю, про Arturia Mini V3 знают все саунд-продюсеры, которые делают EBM, и уверена что в какой-то момент своего творчества его использовал почти каждый любитель мощного саунда. Лично для меня инструмент хорош в создании резкого прерывистого баса, который собирается, как конструктор, в мелодический рисунок. Такой бас можно услышать в моих треках Detali (начиная с середины), «Яд», Horrowod, «Сирены» и ещё много где.
5. Нойз-бокс
Зачастую возникает желание разбавить виртуальные инструменты чем-то живым, что можно потрогать и покрутить. Одним из моих любимых синтов стал шумовой синтезатор, который мы создали вместе с брендом Synthcone к выходу моего альбома. Он булькает, гудит, рычит, очень классно украшает и разбавляет трек своим нойзом. К слову, он звучит в моем треке Detali и надеюсь, вскоре я внедрю его в свой лайв.
Треки DRIADA звучат не в одном российском кино или сериале. Например, в разных сезонах «Трудных подростков» играют «Вечный Ночной» и «Сирены», а в «Актрисах» — Horrowod. Подробнее о её работе над саундтреками вы можете прочитать в нашем прошлом интервью, а также в этом материале чуть выше. Вместе с ними исполнительница упоминала песни с нового альбома «Электрофея», который вышел 1 марта на всевозможных платформах. Для DRIADA он стал четвёртым полноценным релизом.