14 марта в российский прокат выходит фильм от студии А24 «Герой наших снов» (Dream Scenario) режиссёра Кристоффера Боргли («Тошнит от себя»). По сюжету ничем не примечательный преподаватель Пол Мэтьюс однажды начинает приходить во снах к людям по всему миру. Феномен превращает его в суперзвезду. Но у любой популярности есть последствия, а у снов обратная сторона — кошмары. Стоит ли смотреть новый проект с Николасом Кейджем, расскажем в статье.
Пол Мэтьюс (Николас Кейдж) — скучный, раздражающий окружающих своей неловкостью и пассивностью преподаватель биологии. Студенты пропускают его лекции, друзья не зовут на встречи, жена давно потеряла интерес, а дети отмахиваются, как от назойливой мухи. Мужчина мечтает выпустить книгу, основанную на его исследованиях, однако ничего для этого не делает, лишь предъявляет претензии более успешным коллегам и обвиняет их в плагиате своих идей. Да и к самому себе Мэтьюс не особо внимателен: вечно всклокоченная борода, очки в нелепой оправе и постоянно вывернутый капюшон куртки, который хочется поправить на протяжении всего фильма. На лекциях мужчина рассказывает студентам, что зебрам выгодно не выделяться из стада, чтобы не быть съеденными хищниками — так Пол оправдывает своё стремление оставаться в тени.
Но однажды всё меняется: герой поселяется во снах у людей по всему миру. Несмотря на то, что в них мужчина всегда выполняет роль NPC (то есть никак не взаимодействовать с сюжетом сна), о нём тут же начинают говорить по телевидению, звать на интервью и предлагать рекламное сотрудничество. Ещё бы, ведь теперь Пол — феномен. Люди встают в очередь за фото, жена и дети искренне слушают, а молодая маркетолог откровенно флиртует и даже зовет к себе домой. Студенты заполняют аудитории, чтобы поделиться с новоиспечённой звездой своими снами: апокалипсис, встреча с серийным убийцей — каждый раз у мужчины есть возможность помочь, но, как и в жизни, Мэтьюс выбирает ничего не делать.
Но у популярности есть и негативные стороны: в дом новоиспечённой звезды врывается безумный фанат, его желание написать книгу по своему исследованию всё ещё игнорируют, а на фоне внутренних переживаний Пола сны людей стремительно превращаются в кошмары. В них Мэтьюс становится главным злодеем, убийцей или насильником. Окружающие начинают не только бояться, но и активно «отменять» кумира.
Годами копившийся гнев героя наконец находит выход. В реальной жизни Пол всё ещё жалеет себя, а во снах людей жестоко расправляется с безразличным обществом, будь то друзья, многие годы игнорировавшие его, инертные студенты или даже собственная дочь.
В другой работе Кристоффера Боргли «Тошнит от себя» главная героиня Сигне (Кристин Куят Торп), одержимая манией величия, тоже мечтала обрести признание. Как и Пол, будучи уверенной, что она лучше и умнее других, девушка всеми силами старалась привлечь внимание общества. Для этого Сигне начала принимать экспериментальные таблетки, которые вызвали жуткое кожное заболевание — её внутреннее уродство вылезло наружу. В «Герое наших снов» Боргли наделил Мэтьюса схожей привилегией: изъяны мужчины стали проникать в кошмары окружающих и вылезать наружу в виде гнева на студентов, самобичевания и откровенной глупости. Апогеем стал выпуск долгожданной книги, вот только не научной, а сборника хоррор-историй, основанных на феномене Пола.
Как и в фильме, режиссёр исследовал изъяны человеческой психики и души через реакцию общества. И Пол, и Сигне пошли на крайние меры, чтобы добиться признания, которого они, по их мнению, заслуживали. Девушка — радикально и решительно, а мужчина, следуя особенностям своего характера, — отказываясь от ответственности. В обоих случаях Боргли показал, как стремительно социум способен полюбить и вознести человека, а после — свергнуть его и возненавидеть.
Фильм «Герой наших снов» заслуживает вашего внимания по двум причинам — он в очередной раз раскрывает актёрский талант Николаса Кейджа и позволяет взглянуть на взаимодействие общества и человека со стороны. Кристоффер Боргли показывает изъяны социума и человека, а также призывает зрителя задаться вопросом, как мы относимся к окружающим и к себе, что подавляем в себе и почему.