В программе кинофестиваля Beat 2020 года был фильм «Ништяк, браток» (Feels Good Man) — документальная лента, посвящённая истории лягушонка Пепе, который эволюционировал из маленького мема в большую фигуру, влияющую на политику. Артём Нечаев сходил в кинотеатр, пока это ещё было не так опасно, и теперь будет убеждать вас посмотреть этот фильм.
Все мы знаем Пепе — либо по мемам, либо по стикерам в телеге, либо по картинам Пепеланджело, либо по новостям из 2016 года. Тогда лягушонок стал непосредственным участником выборов президента США, превратившись в символ альтернативных правых (они же альт-райты или альт-правые) и всей дичи, которая прилагается к этой радикальной идеологии. Но начинал Пепе как герой небольших комиксов авторства Мэтта Фьюри про группу друзей, которые живут вместе после колледжа и занимаются абсолютным бездельем. Так как же произошло, что лягушонок попал в большую политику? Об этом и рассказывает фильм «Ништяк, браток».
Сам я лишь слышал отголоски истории про Пепе и альт-правых, немного кекал над властью, которой может обладать мем, но не особо углублялся в его историю. И очень и очень зря, потому что эволюция Пепе — один из показателей мира, в котором мы живём. Мира, в котором обычная картинка может пройти долгий путь и оказаться одним из решающих факторов в том, кто становится президентом целой страны. Я сейчас не буду пересказывать сюжет и его тезисы, вы лучше сами посмотрите, а пока о самом фильме в целом.
Он прекрасный по нескольким причинам. Во время просмотра я прошёл через целый спектр эмоций: некоторые факты меня удивляли, в начале фильма весь зал в голос хохотал над мемами (смотреть их на большом экране — огнище), в середине я был в шоке от того, что вижу в кинотеатре видео с орущими лягушками с ютуба, в определённый момент начал бояться Пепе (есть там один кадр, от которого дико не по себе), ближе к концу расчувствовался из-за судьбы Фьюри, а в финале был воодушевлён тем, как ему удалось вернуть хороший облик своему персонажу. И на протяжении всего этого времени мне было безумно интересно.
Документальные кадры часто разбавляются анимационными зарисовками Пепе и его друзей (мы же канал про анимацию, так что нельзя её не упомянуть). Причём это такая «чилловая» округлая анимация, как, например, в «Лазерном волке», — смотрится очень приятно. Да и использовали её изобретательно и к месту, — например, чтобы визуализировать метафору Фьюри о том, что из-за истории с Пепе он чувствовал себя как лужа.
«Ништяк, браток» — возможно, одна из самых насущных документалок нашего времени, особенно для тех, кто сидит в интернете. Почему? Потому что она про мемы. Меня всегда привлекали такие истории, когда что-то виртуальное так или иначе просачивается в реальность, я даже писал целый текст о том, как виртуальные войны влияют на мир. Но там всё сводилось к минимальным изменениям, а вот Пепе — отдельный случай.
В той или иной степени этот лягушонок ответственен за мир, в котором мы сейчас живём — и в документалке чётко прослеживаются причинно-следственные связи Пепе и реальности, а также эволюция обычной картинки в мощный инструмент воздействия на политику. Это ультимативный случай просачивания мема в реальность, а они просачиваются в неё всё чаще и чаще. Так что в какой-то степени это и фильм-предвестник того, что нас ждёт в будущем. А ждёт нас будущее, в котором с мемами надо будет считаться.
Конечно, поскольку Пепе попал в политику, то и фильм не мог обойти эту тему стороной. А поскольку Пепе попал к аль-правым, то естественно появляются левые и начинается классическая риторика-противостояние двух идеологий. По нынешней ситуации в США можно было догадаться, что авторы фильма вряд ли будут за Дональда Трампа и точно будут не за альт-правых, которые присвоили себе лягушонка. Получается, они леваки и фильм получился левацким? И да, и нет.
В кино я ходил с другом, который ближе к правым (я — ближе к левым, хоть вообще отрицаю всю эту двустороннюю риторику). После просмотра мы не обсуждали эволюцию Пепе, не пытались понять, через что пришлось пройти автору комикса, не офигевали от того, насколько сильным инструментом могут быть мемы. Вместо этого мы два часа потратили на обсуждение того, левацкий это фильм или нет, радикализирует ли он взгляды правых или нет, порвало ли либераху или нет.
Надо признать, что «Ништяк, браток» неизбежно склоняется в сторону левых, но на деле он пытается не делать политику главной темой фильма. Авторы не концентрируются на оценке Трампа, не винят правых и альт-правых в том, что произошло с Пепе, не пытаются никого настроить против кого-то другого. Да, любой желающий на что-то политически обидеться с лёгкостью найдёт для себя триггеры, но фильм посвящён более интересной теме — отношению художника и его персонажа. Это документалка про Мэтта Фьюри и то, как путешествие Пепе влияло на его психологическое состояние и как он не терял веры в добро, несмотря на всё происходящее вокруг.
Любой автор вкладывает в своё творение частичку души, а для Фьюри персонаж Пепе был аналогом его самого. Поэтому всё, что происходило с лягушонком, неизбежно сильно отражалось на нём самом. А Пепе прошёл длинный путь, если без подробностей: персонаж > мем > инструмент > оружие > олицетворение Трампа > символ ненависти > символ добра. И когда мы видим Мэтта, по нему понятно, что все эти трансформации, весь негатив, образовавшийся вокруг Пепе, давил на него всей силой, но художник не терял своего оптимизма. По нему видны все те годы депрессии, через которые ему пришлось пройти, но по искренней улыбке на лице понятно, что он справился.
«Ништяк, браток» делает то, что должна делать хорошая документалка: рассказывает реальную историю (очень захватывающе), после которой остаётся миллион и одна тема для раздумий. В то же время фильм заканчивается на такой вдохновляющей ноте, которая, наверно, заденет каждого зрителя. Ну, и бесспорно самое главное — после просмотра Пепе для вас больше не будет прежним. Он превратится в вашего друга/знакомого, чью историю вы знаете и которому сопереживаете. Он просто хотел почиллить с друзьями после колледжа, но жизнь решила, что ему стоит отправиться в хардовое путешествие по интернетам и политикам. И вот он вернулся, изменившийся навсегда, смотрит на нас, и ему так хочется сказать: «Ты справился, браток».