3 октября на экраны вышел новое психологическое драмеди «Другой человек» (A Different Man) от студии А24, где Себастиан Стэн примерил на себя роль Эдварда, страдающего от редкого заболевания, обезобразившего его лицо. Главный герой мечтает стать актёром, но экспериментальная процедура меняет его планы. Каким в итоге получился достаточно спорный «Другой человек», и станет ли эта роль главной в фильмографии Себастиана Стэна?
Режиссёр Аарон Шимберг уже не в первый раз обращается к теме человеческих несовершенств. До возвращения с «Другим человеком» он уже снимал ленту «Связанные по жизни», где одну из главных ролей исполняет Адам Пирсон, живущий со сложным диагнозом нейрофиброматозом. В этой истории красивой актрисе приходится искать общий язык со своим партнёром по фильму, который не вписывается со своей особенностью в привычные рамки её мира.
Шимберг продолжает препарировать эту тему и в «Другом человеке», делая главным героем неловкого парня Эдварда (Себастиан Стэн), чьё лицо изуродовано опухолями. Он балансирует между отчуждением от окружающих и мечтой стать актёром. Пока ему только светит существование в небольшой квартирке и роли в карикатурных социальных роликах. Жизнь не становится лучше, когда в соседнюю квартиру заселяется амбициозная девушка-драматург Ингрид (Ренате Реинсве). И тогда врачи предлагают Эдварду испробовать экспериментальное лечение, которое, возможно, вернёт его к конвенционально привычной жизни.
Фильм приобретает элементы фантастического боди-хоррора, где в операционной, а затем в уютной квартирке начинают происходить болезненные изменения героя. Это кино использует этот приём, чтобы показать, что есть нечто похуже врождённых патологий. Герой проходит через метаморфозы не только внутренне, но и физически, сдирая с себя старую кожу, чтобы практически буквально похоронить «старого» Эдварда и начать жизнь заново. «Другой человек» в целом часто обращается к окружающей действительности, выбивая Эдварда из реальности гнетущей тишиной и шумом, намекая о враждебности всего вокруг.
«Старый» Эдвард теперь мёртв, и его место занял популярный и красивый риэлтор Гай, который лишь позже вспоминает о своей мечте. Как назло, происходит это в тот момент, когда его идеальное лицо не подходит для маленькой постановки той самой соседки Ингрид, которая настолько потрясена «смертью» друга, что посвящает ему целую пьесу.
С этого момента фильм превращается в сборник абсолютно странных ситуаций, которые постепенно доводят героя Себастиана Стэна до безумных попыток доказать свою правоту. Он знакомится с Освальдом (Адам Пирсон), у которого тот же диагноз, что и у него в прошлом. Но ему это совершенно не мешает вести яркую жизнь: Освальд пленит всех своей харизмой, акцентом и скрытыми талантами. Кто-то даже отмечает, что он и Гай (бывший Эдвард) чем-то похожи.
«Другой человек» исследует, как человек способен самостоятельно превратить себя в жертву. Эдвард очень много жалеет старого себя и не может смириться, что у него могла бы быть другая жизнь, подобная той, что у Освальда. Кинолента достаточно прямолинейно наталкивает на мысль, что слишком рано менять что-то в своей внешности, если ты можешь изменить внутреннее отношение к себе. Недостаточно надеть лицо Себастиана Стэна, чтобы стать харизматичным магнитом для людей. Особенно, если на фоне маячит крутой Освальд в индийском сари.
Но не стоит сужать роль Стэна до одного лишь «лица». Актёр мастерски отыгрывает двух внешне разных персонажей: в первой части благодаря гриму рождается неуклюжий и замкнутый гений сцены, а во второй появляется просто неуверенный в себе красавчик, которому, оказывается, для раскрытия внутреннего «я» нужно обличие «монстра», которое он теперь ревнует к Освальду. При просмотре даже не сразу улавливаешь, что всего Эдварда сыграл один актёр.
Здесь в помощь сюжету вступает чёрный юмор, который помогает продержаться все эти два часа мучений героя, где он балансирует между самоубийством, ношением странной маски и бесконечными обсуждениями «Красавицы и чудовища». «Другой человек» называет вещи своими именами или же нарочито нелепо игнорирует их, что вызывает недоумение у Эдварда и не очень нервный смешок у зрителя.
История успевает пройтись по теме внешнего уродства и тому, как к этому относятся люди. А делают они это по-разному, что хорошо видно на примере Ингрид, которая успевает за два часа несколько раз поменять отношение к судьбе главного героя, скрывая его в мелких деталях, прикрытых флёром творческой непосредственности. Фильм показывает, что необязательно обращать внимание на все эти детали и что люди слишком разные, чтобы зацикливаться на одних и тех же вещах. Печатная машинка — просто печатная машинка. Поэтому для Эдварда это жест полный искренности, а для Ингрид — простая безделушка, подаренная «к случаю».
Сюжет обманчиво заставляет верить, что дело только в нас самих, но при этом показывает, что напугать можно не только медсестру, но и живую статую Линкольна на площади. Только главным будет не чужой страх, а ваша реакция на него.
«Другой человек» становится ещё одной вариацией на тему столкновения разных отношений к жизни, при этом оставляя за собой ещё множество вопросов и окончательно запирая внутренний мир Эдварда за вспыльчивой личиной Себастиана Стэна. Он настолько к ней стремился, что занял чужое место, упустив роль всей своей жизни не только в театре.