В начале июня на «Кинопоиске» и Wink состоялась премьера сериала «На автомате» Бориса Акопова — криминальной комедии о двух братьях, решивших подзаработать на продаже украденного оружия. Одну из главных ролей в проекте исполнил Денис Косиков. Мы поговорили с ним о сериале, работе со Славой Копейкиным и пути молодого актёра в современном кинематографе.
— Давай познакомим тебя с читателями! Расскажи, как ты докатился до актёрской жизни.
— Я родился на Урале, в городе Березники. Занимался на постоянной основе спортом — самбо и дзюдо. Но в один момент стал спрашивать себя, чем хочу заниматься по жизни. Пошёл в театральную студию, потому что в школе занимал позицию клоуна: плохо учился, веселил одноклассников и учителей, которые за это ставили мне оценки. К сожалению, учёба меня не заинтересовала. В нашу студию приходили люди с определёнными проблемами — например, человеку 50 лет, он всю жизнь работает в офисе и не умеет взаимодействовать с людьми. Посредством театра его раскрепощают, и он находит для себя определённые ответы.
Я пришёл, чтобы понять, театр — моё или нет. Участвовал в нескольких спектаклях и как-то мне сказали: «Слушай, не хочешь поступать?» — и рассказали об институтах. У родителей случилось полное отторжение на этот счёт. Москва, театральный… Они не поддержали меня, но я был настойчив. Поехал и поступил в Щепкинское театральное училище.
— Поступал только в одно учебное заведение?
— Пробовался в четыре института и везде проходил. В то время я вообще не понимал, что это за место. Просто ходил читать стихи. Удачно переходил с тура на тур. Но в какой-то момент баллы ЕГЭ стали определяющими, и мне просто не хватило их до некоторых институтов. По итогу поступил в Щепку и не пожалел. Думаю, это судьба. В этом месте мне удалось найти людей, с которыми хочется идти дальше.
— Был ли у тебя запасной вариант в виде нетворческой профессии на случай, если не поступишь?
— Он был у родителей. Отец хотел, чтобы я пошёл в военное училище. А мама будто бы верила в меня — где-то в душе. Надо понимать, что мы говорим о людях, живущих в провинции. Москва для них — другая планета. Им кажется невозможным попасть в мегаполис без большого количества денег. Подобное казалось мне непонятным. Бывают же приезжие, которые что-то доказывают, исполняют мечту. Почему у них получается, а у меня не выйдет? Мне было обидно. Я хотел доказать, что смогу. Было тяжело, потому что в театральной студии в меня верили, направляли, а дома говорили: «Не надо, это не то». Но я очень люблю родителей, чувствую их вклад в воспитание. Просто они любили меня настолько, что хотели обезопасить.
Многие сталкиваются с тем же. Думаю, это проблема. Некоторые представители старшего поколения считают: раз ты мой ребёнок, твой путь предопределён. Но почему? Мы же постоянно ищем себя. Даже сейчас я задаюсь вопросом, в ту ли сторону двигаюсь. И кажется, будто этот поиск не остановится никогда. Искать — моя философия.
— В сериале «На автомате» у тебя главная роль. Как вы с проектом нашли друг друга?
— Я знал Бориса [Акопова] лишь по фильмам, мне очень нравится его «Бык» с Юрой Борисовым. У меня довольно быстро появился агент, Алёна Грановская предложила поработать с ней в самом начале учёбы. Это первый человек из киносферы, который поверил в меня. Я стал ходить на пробы, изучать. Снимался где-то, в основном в качестве второстепенного героя, но чувствовал, что готов взять главную. Получал очень много отказов. Всегда доходил до ансамблевых проб, финального этапа, но пролетал. Неожиданно случился сериал «На автомате». Познакомился с Борей и по итогу понял, что мне безумно комфортно работать с ним.
Изначально я пробовался на роль Ромы, которая впоследствии досталась Славе Копейкину. Мне долго не звонили. Уже подумал, что это очередной отказ. Был сложный период: лето, ты вдали от дома, ходишь по пробам, потому что хочешь чего-то добиться. Вдруг агент написала, что меня хотят попробовать на Женю, потому что я помладше Ромы. Пришёл, познакомился со Славой. Мы играли начальную сцену сериала, где наши герои рубят кабели. Ты смотрела?
— Да, причём не один раз. Команда слегка перемонтировала первые серии, верно?
— Да, но не так сильно. Оператор Андрей Лунинский сказал на премьере: «Мы сделали по***же». Первую серию показывали ещё зимой на фестивале Original+, но там был неудобный экран. Андрей уверял, что на премьере будет лучше. Однако уже тогда я понял, что сделали красиво.
— Сколько длились съёмки?
— Где-то два месяца. Мы снимали осенью в Астрахани.
— По картинке кажется, будто вы снимали летом.
— В Астрахани очень странная погода, никогда не сталкивался с подобным. Начало смены — мороз. Днём становится очень жарко и начинают летать шершни. А вечером снова холодно. Город запомнился именно погодой.
— Как в Щепке относятся к длительным съёмкам? Не было проблем с прогулами?
— Мои педагоги к любым работам вне стен училища относятся принимающе, потому что это опыт. Недавно вместе с новым проектом у меня планировался выпуск спектакля. В итоге мы договорились, что я работаю ночью, а днём выхожу на сцену. Случился трёхдневный марафон — я практически не спал. Было интересно проверить себя на стойкость. Мне повезло: в Щепке в меня верят.
— Показал сериал родителям?
— Да! Они удивились. После премьеры «На автомате» мама позвонила со словами: «Я тебя не узнала». Естественно, предыдущие проекты со мной смотрели всей семьёй. Это ведь событие: наш мальчик в телевизоре! Причём делали это при мне. Например, на Новый год. Сидим большой семьёй, и тут кто-то решает включить «Оффлайн», где меня бьют и забирают полицейские. И вот мама кричит: «Смотрите, Дениса забрали!» А в этот раз она забыла, что перед ней сын. И мне это понравилось, потому что роль вышла на сопротивление. Мне было очень сложно искать точки соприкосновения с Женей.
— Каким способом удалось прочувствовать роль?
— Сейчас стараюсь к каждому персонажу подбирать особый подход, искать его в зависимости от материала. В «На автомате» я пытался наблюдать за похожими людьми. Честно, у меня было чуть иное представление о персонаже. Может, сыграл роль внешний облик…
— К слову о роли на сопротивление: чем Женя отличается от тебя?
— Во-первых, он компьютерный гений, а я в этой теме вовсе не силён. Во-вторых, Женя очень материальный человек. В первых двух сериях он постоянно говорит «поднять бабла». Я отстраняюсь от подобного, для меня деньги не первостепенны. В-третьих, в школе меня особо не задирали. Я чувствовал себя иначе. Но у нас есть одно важное сходство: мы оба одиночки.
— А что насчёт Ромы: эта роль тебе ближе?
— Думаю, ближе. Я тоже пишу стихи. Периодами становлюсь мечтателем и романтиком. Например, по приезде в Москву первым делом хотел сходить на могилу Есенина. Но искать углы для роли всё равно бы пришлось. Это ведь жанр, нужно чуть утрировать. Хотя наши со Славой персонажи вроде бы существовали в большем реализме, нежели остальные, в том числе бандюги.
— Как тебе работалось со Славой Копейкиным?
— Слава — парень с приветом! По крайней мере, казался таким в начале. Но у него такой подход к ролям. Он разграничил наши отношения с самого начала, за что ему большое спасибо. Я всегда притираюсь, когда прихожу в проект. А тут мы со Славой сразу сплотились, словно братья. И это длилось всю экспедицию. Не было ни дня, чтобы мы не встретились и не сходили бы куда-нибудь, чтобы он меня не подколол. При этом нам удавалось сохранять рабочие отношения. Бывали и споры. Как по мне, у нас получилось живое общение. Посмотрим, что скажет зритель.
Ещё мне очень понравилось работать с Николаем Шрайбером. Он крутой, большой профессионал. Умеет вдохнуть жизнь в сцену. На премьере ко мне подходили с восторгами от эпизода допроса. Возможно, это из-за Коли.
— «Кинопоиск» обосновывает название сериала такой строчкой: «Каждый день братьев-подростков Ромы и Жени проходит одинаково, на автомате: будильник, учёба, сигаретка за гаражом…» Метафоричен ли для тебя нейминг проекта?
— Скорее да, чем нет! Для меня название двояко. Жанр криминальной комедии — это ведь сюр! Какие-то дураки провалились в гараж на автоматы. И вокруг всё странное! Название играет: жесть происходит на автомате и с автоматами. Кстати, я не видел весь сериал.
— Будешь смотреть?
— Не знаю. Сейчас стараюсь отпускать прошлое.
— Стесняешься ли ты смотреть работы с собой?
— Скорее, не могу трезво оценивать себя. Я человек рефлексирующий. Всегда кажется, что можно было сделать лучше. Нужно учиться отпускать. Сейчас стараюсь не читать отзывы критиков, потому что это довольно травматично. Однако однозначно не стесняюсь.
— И в сериале «На автомате», и в твоём будущем проекте «Подростки в космосе» ты играешь юного героя. После «Мира! Дружбы» Жвачки!» казалось, что тенденция ставить на подобные роли взрослых актёров прошла. Что думаешь по этому поводу?
— Кажется, в данном случае имеет значение игровой возраст. К примеру, я до сих пор не могу определить свой. Мне говорят, что где-то от 16 до 25 лет. Всё скачет. Конечно, внешность имеет значение. Иногда смотрю и не верю, что человеку на экране 14 лет. Но я больше обращаю внимание на изменения персонажа, поиск его черт.
— Тебе не кажется, будто бы актёры 18-25 лет зажаты в рамках подростковых ролей?
— Тут уже вопрос типажа. Важно в один момент переключиться, понять, что способен идти дальше. Существуют ведь артисты, которые могут практически всё. Они ведь тоже проходят этот этап. А кто-то, наоборот, сначала востребован, а потом исчезает, потому что внешность уже не та, но внутренне ты остался в подростковых ролях. Некоторые заканчивают карьеру, так как не могут найти себя в новом амплуа.
— Как молодые актёры находят агентов?
— Всегда по-разному: кто-то ищет сам, к кому-то приходят. Мои однокурсники отправляют свои портфолио, спрашивают знакомых. За мной просто наблюдали. В конце семестра всегда проводятся показы по мастерству, где иногда происходит отбор. В институте не учат взаимодействию с агентами, потому что ни один педагог не захочет, чтобы его студент снимался на первых порах. В начале обучения ты туп. Розовые очки, красная дорожка, кинотеатр «Октябрь» — недозвезда. В какой-то момент пелена спадает и начинается суровая реальность. Первый курс — вообще база. Тебе вдалбливают, как ты должен себя вести. Это очень важный процесс, фундамент. На мой взгляд, те, кто пропускает первый курс, дальше учиться не могут.
— На каком курсе ты начал сниматься в кино?
— Летом после первого. И это нежелательно.
— Были ли у тебя загоны насчёт самореализации в начале учёбы?
— До сих пор. Постоянно задаю себе вопрос: смогу или нет? На первом курсе театрального было лютое гасево. Посадили 30 студентов в розовых очках, которые пришли «служить человечеству и святому искусству», и сказали: «Вы всё ещё никто. Театры переполнены. Ваше появление здесь не гарантирует успеха в профессии».
— Насколько театральный институт — абьюзивное место?
— Не абьюзивное, тут что-то другое. Как по мне, театральный институт — монета с двумя сторонами. Там ты можешь понять, для чего создан. Это выигрышное время. Но если у тебя иллюзии вроде «я здесь, поэтому уже артист», ничего не получится. Одновременно это опасная среда, потому что ты вынужден находиться в ситуации постоянного анализа себя.
— Путают ли тебя с Денисом Косяковым?
— Меня утвердили в новый проект. Главный герой — двадцатилетний студент. При этом сотрудники, отвечающие за кастинг, неожиданно для самих себя распечатали фотографии Дениса Косякова. Приходит второй режиссёр, говорит: «Вы что повесили? Это не он!» Ему отвечают: «Как не он? Я вбила в поисковике и получила эту фотографию»… Я не парюсь на этот счёт, подобные приколы иногда случаются.
— Возможно, Косякова путают с тобой. Представь, каково ему!
— Когда случился первый анонс «На автомате», какой-то тип в комментариях отметил Дениса Косякова со словами: «Смотри, у тебя конкурент!» И тот ответил: «Мне жопа». Я не претендую на статус этого артиста. Не видел работы с ним, но верю, что он профессионал своего дела.