Совсем недавно вышел последний номер комикса DCeased: War of the Undead Gods, поставивший точку в очередной истории Тома Тейлора — американского автора, который также принимал участие в создании многих крупных проектов DC Comics вроде Injustice и комиксов о Супермене и Найтвинге, а также сотрудничал с Marvel, Dark Horse Comics и некоторыми другими издательствами. В этой статье поговорим о серии графических новелл DCeased.
DCeased (в издании «Азбуки» на русском — «Заражение») — мини-серия из шести выпусков 2019 года, созданная Томом Тейлором и командой художников, в которую входили иллюстратор Тревор Хейрсин и колорист Стефано Гуадиано. События графической новеллы происходят на альтернативной Земле, где техновирус под названием «Анти-жизнь» поразил большое количество простых жителей Земли и супергероев, сделав их похожими на зомби. В серию комиксов вошли три основных серии и три спин-оффа, которые рассказывают, как именно зараза повлияла на мир с течением времени, так как повествование захватывает внушительный отрезок альтернативной истории.
Начнём по порядку:
- DCeased — начало истории, где по вине Дарксайда уравнение Анти-Жизни выпускает техновирус на Землю, заражая миллионы людей;
- DCeased: Dead Planet рассказывает о последствиях вируса и о жизни уцелевшей части «Лиги справедливости» и простых людей на Земле-2;
- DCeased: War of the Undead Gods — супергерои защищают не только планету, а уже всю вселенную от вируса «Анти-жизни», потому что тот начал порабощать богов;
- DCeased: A Good Day to Die повествует о том, как рядовые герои, не состоящие в «Лиге справедливости» пытались предотвратить апокалипсис;
- DCeased: Unkillables — комикс о злодеях вселенной DC, переживающих зомби-апокалипсис по-своему;
- DCeased: Hope at World's End рассказывает о создании плана для победы над «Анти-жизнью».
На способ распространения вируса в комиксе стоит обратить отдельное внимание. Помимо классических законов зомби-фильмов, в которых заражение обычно происходит через укус или любую, достаточно глубокую, царапину, формула «Анти-жизни» действует через сеть. Интернет, соцсети, смартфоны, любые наружные экраны и всё, что хотя бы косвенно связано с технологиями, автоматически делает «Заражение» любимым комиксом у технофобов, противников интернета и любителей сидеть в головных уборах из фольги из-за очередной «теории заговора». Помимо того, «Анти-жизнь» обладает общим сознанием и другими интересными особенностями — например, она способна осмысленно общаться через заражённых супергероев и принимать осмысленные решения. Однако узнаёт об этом читатель далеко не сразу, а постепенно, из-за чего создаётся эффект наслаивания, создающий особый шарм истории.
Облучившись или получив укус, заражённый буквально сходит с ума, пытаясь голыми руками выцарапать из своей головы Формулу, пока окончательно не потеряет рассудок, превратившись в неконтролируемую машину для убийств.
При прочтении комикса невольно возникает ассоциация с романом Стивен Кинга «Мобильник» (2006), в котором причиной возникновения зомби-вируса был загадочный импульс, передаваемый через сотовые телефоны. Оба произведения здорово обыгрывают тематику технофобии, что для двадцать первого века безумно актуально (особенно в наше время, когда нейросети буквально на наших глазах становятся обыденностью).
Сюжет в DCeased не совсем типичный и заставляющий задуматься, несмотря на основу в виде типичного зомби-экшена. «Заражение» повествует не только о попытках предотвратить кровавую бойню, но и поднимает классические для современной супергеройки темы, вроде трудностей семейных отношений, конфликтов с призраками прошлого, и того, как трудно бывает друзьям стоять по разные стороны баррикад.
Комикс во многом напоминает серию DC Blackest Night о Корпусе чёрных фонарей. По сюжету, умершие протагонисты воскресали и становились не самыми хорошими парнями. В DCeased происходит то же самое: супергероям приходится сражаться со своими товарищами и родственниками, заражёнными «Анти-жизнью».
Отсюда вытекает и тот самый эффект «страха», достигаемый не столько за счёт кровавых и агрессивных техно-зомби или постоянного экшена, сколько из-за психологической составляющей, ведь героям приходится бороться со своими бывшими друзьями и коллегами, что воспринимается персонажами довольно болезненно. Некоторых из них впоследствии даже преследуют кошмары. Например, Джонатан Кент (Супербой) был вынужден сразиться с Карой Зор-эл (Супергёрл), а Альфред видел во сне умерших Робинов.
Ещё одна интересная особенность серии — закадровое повествование, что используется в комиксах нечасто и одновременно предстаёт и плюсом, и минусом. Приём, конечно, создаёт необходимую динамику и позволяет сохранить цепочку повествования, но в то же время он немного сглаживает ту самую эмоциональную составляющую, из-за которой и достигается «эффект ужаса» во многих творениях Тейлора.
Некоторые важные моменты, сильно действующие на персонажей в дальнейшем, так и остаются словами и, к сожалению, не находят визуального отображения на страницах. Довольно неожиданный, драматичный финал DCeased: War of the Undead Gods также представляется немного скомканным из-за того, что многое читатель узнаёт именно из закадрового повествования. С другой стороны, если бы Тейлор решил показать абсолютно всё, что уже было написано буквами, комикс бы получился бы не таким динамичным, так что жертва вполне оправдана.
Нельзя не отметить, что видеть настолько сложное и грамотно выстроенное трагическое произведение от Тома Тейлора было довольно неожиданно. Среди фанатов комиксов Тейлор, даже несмотря на довольно успешный Injustice, обладает репутацией неплохого мейнстримного ремесленника, однако в этой работе у сценариста получилось показать себя с иной стороны. Тематика зомби-апокалипсиса — тонкая материя, требующая большого внимания со стороны автора (если этого нет, история превращается в треш категории B). Мало кто из фанатов комиксов ожидал чего-то подобного от Тейлора.
Автор вложил очень много в персонажей, ведь за внутренней трансформацией каждого можно было следить на протяжении всего комикса. Героев в «Заражении» много: начиная с Бэтмена, которым в этой вселенной предстаёт повзрослевший Дэмиан Уэйн, и клана Зор-Эл, заканчивая Джоном Константином, Зелёными фонарями и спидстерами.
Злодеям вселенной DC были посвящены целых три выпуска отдельной мини-серии DCeased: Unkillables. В их компании плохих парней пришлось буквально бороться за место под солнцем, ведь вВсе выжившие супергерои первого эшелона эвакуировались с умирающей Земли на своих ковчегах вместе с горсткой уцелевших людей. В такой ситуации оказались Красный Колпак, Кассандра Кейн, Комиссар Гордон, Дэфстроук с дочерью, Дэдшот, Шива и ещё пара злодеев. Нелёгкая свела суперзлодеев в приюте, где они были вынуждены совместно выживать и защищать уцелевших детей, лишний раз доказывая то, что у плохих парней тоже есть сердце.
Несмотря на то, что перед персонажами стоял всё тот же ряд проблем, что и перед героями оригинального DCeased, комикс вышел гораздо более забавным и лёгким, несмотря на изрядное количество крови и зомби. Причём непонятно, произошло это из-за яркости и характерности самих злодеев или же из-за того, что за время действия других томов все жители земли успели свыкнуться с правилами нового мира (как покажет время — ненадолго).
У Тейлора получилось сделать по-настоящему стоящий проект, несмотря на то, что изначально на руках у него была лишь формула: Вселенная DC + Альтернативный мир + Зомби. Сценарист правильно расставил все акценты, продумал сюжет и персонажей, представил публике не типичное постапокалиптическое фэнтези, а нечто более психологическое и человечное. Это позволило раскрыть уже известных персонажей с совершенно другой стороны. На самом деле, подобный приём у автора прослеживался во многих комиксах. Например, в Injustice или том же «Супермене» тоже многое основывалось на отношениях между членами семьи и друзьями. В DCeased сценарист просто продолжил делать то, что у него хорошо получалось ранее.
На самом деле, классических тропов Тома Тейлора в DCeased гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, в «Заражении», как и в Injustice, встречаются герои в непривычном для себя амплуа, что помогает читателю всмотреться глубже, а самим персонажам добавляет функциональности. Так, например, в комиксе встречается всем известная Кассандра Кейн, но уже в роли Шазама.
К сожалению, в DCeased встречается и ещё один излюбленный автором приём — неожиданные смерти ключевых героев по ходу истории или у её завершения, но здесь мы обойдёмся без прямых спойлеров!
От DCeased не стоит ждать постоянного экшена и кровавого аттракциона (хотя этого там, конечно, хватает) — этот комикс совершенно о другом, хоть так и не кажется на первый взгляд. «Заражение» раскрывает человеческие проблемы, вроде семейных взаимоотношений и борьбы за лидерство, через призму зомби-апокалипсиса и тяжёлых условий существования. Том Тейлор создал свежий для жанра, безумно эмоциональный, а в некоторых моментах даже меланхолично-трогательный проект, который однозначно заслуживает читательского внимания.