9 ноября вместе с «Годом рождения» Михаила Местецкого состоялась премьера драмы «Чувства Анны» — нового фильма Анны Меликян («Русалка») с Анной Михалковой в главной роли. Думаете, слишком много Анн? Не тут-то было! В центре сюжета — работница шоколадной фабрики, которая неожиданно начинает слышать голоса. Режиссёрка погружает зрителя в чёрно-белую атмосферу массового помешательства, где правит надежда на чудо. Мы посмотрели фильм и решили рассказать, каким получился проект.
Всем по любви.
Ну, можно всем по любви?
Я же не клоп!
Хлоп.
(Shortparis)
В своём творчестве Анна Меликян рассказывает о женщинах — обязательно разных. О карьеристках без любви, матерях из провинции или безбашенных девчонках, идущих напролом жизни. Данная тема — основа каждой работы режиссёрки. Драма «Чувства Анны» не отходит от маршрута, чётко следуя координатам.
На окраине Перми расположена шоколадная фабрика, где безостановочно стучат механизмы конвейеров. Летящие друг за другом пирожные образуют ритм — индустриальный. Фабрика живёт по расписанию — сменяют друг друга не только сладости, но и люди. Работники живут от автобуса к автобусу, от утра к вечеру. Неожиданно в выверенном до точности мире возникла вспышка инфекции. Прививки — отголоски прошлого. Новый способ выживания — переселение на неизведанные планеты. К примеру, на Марс! Вышестоящие лица формируют космические отряды, отправляют первых испытателей прочь с Земли.
Полёты в космос не проходят бесследно. Работница шоколадной фабрики Анна Бородина (Анна Михалкова) начинает слышать голоса. Как такое получилось? Шла по улице, упала, очнулась — новые поселенцы в голове. Посоветовавшись с врачом, она понимает, что с ней общаются внеземные цивилизации. Обычно «шептуны» приходят ночами. Героиня слушает их внимательно, записывая сказанное на бумагу. О чём говорят инопланетяне? Как ни странно, о любви.
Анна Меликян показывает, как одна личность формирует помешательство масс. Вместе с голосами героиня выходит в интернет — зачитывает полученные строки. Говорит о том, что человечество разрушает себя ненавистью и злобой, что жить осталось всего ничего, а спасти Землю сможет только любовь. Чтобы Анна не казалась сумасшедшей, пришельцы снабжают её фактами, предсказывающими будущее. Пророчества сбываются. Вокруг женщины выстраивается целый культ — её зовут на интервью, фотосессии, даже караулят возле дома. В глазах общества она — спасительница, которая может исцелить как отдельную личность, так и весь мир. Интересуются ей и с научной точки зрения. Так, футурологический клуб, исследующий паранормальные явления, нацелен отправить героиню в экспедицию в Молёбскую аномальную зону, а местный профессор и писатель (Олег Ягодин) хочет «проанализировать» Анну для научной работы.
Режиссёрка изучает разные уровни и этапы помешательства, показывая причинно-следственную связь. Героиня утрачивает контакт с внеземными цивилизациями, когда отходит от «праведного» пути, используя голоса как средство достижения личной славы, а не мира на планете. Без инопланетян она становится ненужной — общество ищет новых кумиров. Вокруг появляются сотни таких же Анн, стремящихся обогатиться на общественном внимании. Меликян показывает процесс морального жертвоприношения — человечество готово отказаться от любых принципов ради славы.
Общество погибнет через 10 лет, если человек не научится ласке. Люди должны бережнее относиться друг к другу — таков лейтмотив картины. Меликян миксует жанры — соединяет бытовую драму с фантастикой, накрывая их сквозным высказыванием. Она рассуждает о чувствах на фоне мистики, приправляя тезисы религией. Через призму фантастики режиссёрка показывает реальность.
Вместе с тем, постановщица погружается в проблему семейных отношений. Голоса меняют жизнь Анны и Сергея (Тимофей Трибунцев), её мужа. Мужчина не понимает «странностей» жены, даже противостоит им. Однако он искренне хочет помочь ей — хотя бы походом в церковь. Муж вынужден наблюдать, как близкий человек меняется на глазах. Анна больше не интересуется супругом и семьёй. Её волнуют слава, появившийся любовник и она сама.
Помимо Анны Михалковой, Тимофея Трибунцева и Олега Ягодина, в кадре появляется Екатерина Андреева, играющая саму себя. Она мелькает не только в новостных вставках, но и в квартире героини, разрушая миф всемирного благополучия. Также в касте можно встретить Екатерину Новокрещёнову, успевшую запомниться зрителям в «Конце света».
«Чувства Анны» отличает размеренное повествование. Первый час особенность не ощущается дискомфортной. Однако хронометраж фильма — в два раза больше. По сути, развязка совершается через полтора часа ленты. Далее следуют монотонные метания героини, пытающейся исправить финал. Оставшиеся 40 минут — зыбучие пески, в которых вязнет зритель, хронометраж ради хронометража. При этом не стоит обвинять удачные полтора часа в медлительности. Она уместна: Меликян безостановочно повторяет крупные планы пирожных на шоколадной фабрике, подтверждая одновременно и провинциальность, и индустриальность происходящего. Она демонстрирует монотонность жизни, где всё идёт по кругу.
«Чувства Анны» — социальный сай-фай в чёрно-белой палитре. Режиссёрка уже обращалась к мрачному цветокору в сериале «Нежность». И вот, как говорится, опять. Обоснованно ли она его использует? Вполне, ведь он добавляет давящей тревожности. Фильм отличается масштабностью и фактурностью. Индустриальные кадры сменяются космическими — мы видим миграцию на Марс. Ещё проект отсылает к «Метрополису» (1972) — здесь тоже правит футуризм, а здания придавливают человека, оставляя вмятину на земле.
Драму дополняет музыка Shortparis. Ребята уже не первый раз сотрудничают с кинопроизводством — многие помнят их работы для фильма «Лето» или сериала «Фишер». Однако в этот раз группа не ограничилась одним треком. «Чувства Анны» пропитан Shortparis от и до. Музыканты сочинили семь композиций, заключив их в отдельный альбом. Тяжёлый инструментал погружает зрителя в космическую обречённость, где главная цель человека — встретить самого себя. Лишь на титрах зритель полноценно услышит вокал солиста Николая Комягина, который надрывом повиснет в воздухе.
Проблема фильма в том, что затянутое повествование убавляет градус финала, как следствие — и катарсиса. Зрителю сложно в полной мере сопереживать событиям. Он морально утомлён, выпотрошен. Однако это не отменяет похвалы общему замыслу ленты. «Чувства Анны» — нужное кино, готовое взорваться от напряжения, как и зритель.