22 марта 2001 года в России состоялась премьера «Побега из курятника» (Chicken Run), хитового ($224 миллиона сборов) анимационного фильма студии Aardman Animations, созданного Питером Лордом и Ником Парком («Барашек Шон»). По сюжету, курицы во главе с отважной Джинджер пытаются сбежать с фермы, где им угрожает смертельная опасность. Наверняка вы видели этот мультфильм, и не один раз. Но смотрели ли вы его когда-нибудь как хоррор? Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как и чем этот мультфильм пугал его в детстве.
Впервые «Побег из курятника» я посмотрел примерно в 2005 году. На тот момент мне было около 13 лет. На этот же возраст пришлось увлечение гангстерскими фильмами, когда по ТВ на каком-то черноморском курорте я увидел шедевральный сериал «Спрут» и после скупил в местных магазинах все по этой тематике. «Крёстный отец», «Путь Карлито», «Лицо со шрамом», «Проклятый путь» — все эти фильмы казались мне очень «серьёзными», достойными настоящего мужика, которым я стремился быть, поэтому предложение друга посмотреть странный пластилиновый мульт про куриц казалось чуть ли не оскорблением. В итоге его включил брат — и я залип вместе с ним и затёр DVD-диск с «Побегом» до дыр.
Параллельно с этим я познавал ужастики — все части «Звонков», «Проклятие», «Ключ от всех дверей» и иже с ними. Я страшно гордился тем, что смотрю и мне не страшно. Смешно, что все менялось, когда я включал «Побег из курятника», по крайней мере первые несколько раз точно — для меня это тогда был один из самых страшных опытов детства. Одной из наиболее жутких сцен всегда была та, в которой одну из птиц в курятнике-концлагере забирала мисс Твиди и запекала в духовке за то, что та не снесла яиц. Сам процесс был, конечно, за кадром, но детское воображение создавало свою режиссёрскую версию самостоятельно — как ей отрубают голову, ощипывают, засовывают тушку в духовку и та превращается в аппетитную еду… Помню, что один раз даже отказался от приготовленной мамой курицы.
Причина, конечно, очень проста — острый ум подростка не мог соотнести, как может быть так, что существо, которое только что говорило, улыбалось и вело себя подобно человеку, вдруг оказывается на столе уже у настоящего человека в качестве ужина. Каннибализм — вот слово, которое приходило тогда на ум. Сейчас, пересмотрев мультфильм спустя почти 20 лет, я обратил внимание на ещё один аспект, ощущавшийся тогда на подсознательном уровне, но понятый мной только сейчас, в 30-летнем возрасте. Все птицы в курятнике, не считая залетевшего к ним «на огонёк» петуха Рокки и престарелого Фаулера, — женщины. И убивают их за то, что они не выполняют «женский долг» в обществе с традиционными устоями — не рожают детей.
То, что курятник похож на натуральный концлагерь, уже тогда считывалось, однако я не обращал внимание на прочие атрибуты (неудивительно — фильм ведь пародия на классический фильм «Большой побег» Джона Стёрджеса). Если присмотреться, то действо в мультфильме происходит во времена, напоминающие либо Англию времён Второй мировой, либо послевоенную (костюмы, дизайн машины, которую приобретает мисс Твиди, разговоры Фаулера о своем геройском прошлом и дизайн плаката с Рокки). То есть, для этих птиц война не закончилась — они угнетаемы женщиной, живущей с запуганным ей мужем, на котором она отрывается за его непутёвость.
Стоит обратить внимание, что у пары нет детей. Словно поэтому и введён мотив с необходимостью куриц откладывать яйца, которые мисс Твиди у них всё равно забирает — как во времена войны у матерей забирали детей на войну. Для хозяйки, которая, как часто бывает с ослеплёнными властью людьми слишком уверена в своей правоте (поэтому она по глупости пропускает побег куриц), это своего рода месть своим пленникам.
Возможно, это только моё восприятие, но, посмотрев мультфильм заново спустя столько лет, я будто расшифровал все те страхи, не слишком существенные, но вполне существующие, которые испытывал в детстве. Пожалуй, это и есть свойство настоящего произведения искусства, включая массовое — оно подспудно закладывает в «потребителе» нужные семена, которые потом прорастают. Курятину, к сожалению или счастью, я есть не перестал, но потом, смотря в 19 лет «Список Шиндлера», парадоксальным образом мне вспомнился именно «Побег из курятника», а не что-либо ещё. И сейчас, спустя большее количество лет, я понял, почему меня так возмущало, что бедные курочки обязаны нести эти яйца, чтобы жестокая хозяйка-матриарх буквально их не сожрала. Всё это в моих глазах делает «Побег из курятника» одним из крутейших хорроров детства. И чтобы добить вас окончательно, приведу интересную интерпретацию концовки.
Что, если курицы, на самом деле, не смогли сбежать? Изобретенное ими устройство для полета выглядит слишком фантастически, чтобы представить себе, будто оно способно работать взаправду — по крайней мере, к моменту, как кончится кинетическая сила от разгона и усилий куриц, крутящих педали. Вспомните, что было с ними после — они попали в самый настоящий рай для птиц: отсутствие людей, желающих полакомиться их мясом, птенчики в школе, полный кайф и веселуха. Что, если они буквально попали на тот свет?
Вспомните ещё один момент, когда мисс Твиди, зацепившаяся за волочащуюся за куропланом гирлянду (ух, какое у неё там страшное лицо!), махнула своим топором. По сюжету, она сделала это не очень удачно и в итоге упала на землю, разрезав гирлянду. И воспроизведите в памяти действительно жуткий момент, как у Джинджер будто не осталось головы (которую она, на самом деле, просто спрятала, увернувшись от лезвия). Но что, если, на самом деле, мисс Твиди попала удачно и, обезглавив курочку, смогла добраться до остальных? И что было дальше?
Представили? То-то же. Жуть, а не мультик. Ари Астер, подвинься.