На Apple TV+ завершился исторический сериал «Вождь войны» (Chief of War) об объединении Гавайских островов в одно королевство. Шоураннером и исполнителем главной роли выступил актёр Джейсон Момоа, родившийся в Гонолулу. Рассказываем, как команда играет в боевой эпос и стоит ли называть увиденное «клюквой».
Личные переживания о национальной культуре и этике всегда подкупают, особенно от кинотворцов — в частности от решающих высказаться, а не только прожить чужую жизнь в кадре актёров. Оттого история об объединении Гавайев сразу же присваивает Момоа, прочно ассоциирующегося с голым торсом и Акваменом, статус чуткого гражданина, почитающего свою родину и трепетно относящегося к её прошлому. Помимо «Вождя», за его плечами ещё три режиссёрских опыта и шесть сценарных. Из более-менее крупных работ: игровая полнометражка «Дорога чести» и многосерийная документалка «В пути» по части постановки, а также «Аквамен и потерянное царство», в котором артист был задействован как сценарист. Пожалуй, «Вождь войны» — его самая масштабная работа, где сотрудничество с крупным стриминговым сервисом, а, следовательно, и бюджетом, объединилось с попыткой совершить личную миссию и почтить предков.

Конец 18 века. Четыре королевства, Оаху, Мауи, Кауаи и Гавайи, разделены войной и алчными вождями. Все ждут исполнения древнего пророчества, согласно которому звезда и плащ из перьев знаменуют рождение великого правителя, который покончит кровавую эпоху и установит мир. Один из жителей острова Мауи, Каиана (Джейсон Момоа), покинул родной дом, дабы сбежать от бесконечных сражений, инициатором которых был его король. Вместе с семьёй он коротает дни по другую сторону океана в качестве изгоя. Неожиданное появление знакомой свиты заставляет героя вернуться в некогда покинутое место, чтобы стать предводителем очередной войны и участником масштабного обмана.
По сути своей «Вождь войны» — масштабное антимилитаристское и антиколониальное высказывание. Каиана — герой нового времени, который устал бессмысленно забирать чужие жизни ради удовлетворения эгоистичных интересов владык его мира. Мужчина живёт с большой травмой: в одном из таких боёв погиб его отец. Он возвращается в игру из-за пророчества: король Мауи, Кахекили (Темуэра Моррисон) внушает ему, что без него остров падёт под Оаху. И только персонаж Момоа может остановить надвигающуюся катастрофу и соединить народы. Решив обойтись малой кровью, Каиана разрабатывает план, согласно которому не придётся убивать молодого правителя. Однако герой Темуэра Моррисона руководствуется лишь личной выгодой: обманывает сына лучшего друга и бывшего Вождя войны Мауи, а после устраивает на него охоту.


Таким образом, историческая драма приобретает черты роуд-муви и расширяется до саги с обилием героев и затрагиваемых тем. В истории об объединении островов появляются белые колонизаторы, совершающие набеги на остров с целью продажи фруктов, одним из них даже становится Джеймс Кук. Они внедряют технический и интеллектуальный прогресс в часть королевств: палки-копалки заменяют мушкеты, а аборигены учат английский язык. Параллельно команда успевает говорить о половой и расовой дискриминации, а также культурной идентичности. Одна из центральных героинь, Каахуману (Люсиан Бьюкенен) — приверженка науки о звёздном небе, доступной только мужчинам. Она тянется к знаниям и оттого не понимает, почему вся её миссия заключается в служении супругу и рождении ребёнка. Даже боги, которых так чтят островитяне, разговаривают лишь с «сильным» полом, минуя тех, кто дарит планете жизнь.
С расизмом сталкиваются как местные, невольно оказавшиеся в кругу «бледнолицых», так и представители афро-корней, которых запирают в клетках, отдают в рабство и лупят плетью. Почитание культурной идентичности Джейсон Момоа выражает через уста своего героя, который, столкнувшись в одной из колоний Испании с гавайкой, успевшей поменять жизненные ориентиры, осуждает её за потребительское и меркантильное отношение к миру. По его мнению, она потеряла связь с корнями, выбрав торговлю и колонизаторов.
«Вождь войны» отличается большим количеством боевых сцен с кровавыми драками и салютом из копий. Племена бегут друг на друга, не разбирая кто есть кто: причём как мужчины, так и женщины. Детализированные общие планы не врут, демонстрируя многообразие оружия — например, дубинки, нагромождённые зубами врагов. Точность исторической эпохи выражается как в костюмах, так и в бытовых атрибутах: Момоа «оглушает» акулу корнем кавы, опьяняющего перца.


Команда действительно сняла сагу: лента изобилует героями и сюжетными твистами, благодаря чему удаётся удерживать динамику, несмотря на фактологичность и историчность картины, что довольно часто несовместимо (по крайней мере, работает на любителя). То кто-то оказывается на корабле и уплывает далеко за пределы островов, то резко умирает или становится правителем, то в центре внимания вообще оказывается не Каиана, обозначаемый главным героем, а женщины, хотя, по сути, большая часть повествования — ода мужскому началу, что характерно для описываемого в сериале времени.

Но кое-где драматургия всё же проседает: например, в одной из серий на остров высаживаются британцы, после чего герои Люсиан Бьюкенен и Джейсона Момоа сначала говорят об их прошлом появлении, а потом «неожиданно» встречают «гостей» фразой а-ля: «Смотри, бледнолицые вернулись». Много действий проговаривается вслух, от чего пытаются отучить начинающих сценаристов и режиссёров, но команда «Вождя», несмотря на матёрых представителей Apple TV+, почему-то вновь и вновь попадает в эту ловушку.
Не обходится и без заигрываний Момоа с самим собой. Подобно всем режиссёрам, которые играют главные роли в собственных фильмах (привет Даниле Козловскому), актёр красуется и уделяет себе наибольшее число экранного времени — особенно ягодицам, которые то и дело тычет в лицо зрителю. Парадоксально, что за счёт островного сеттинга и по большей части неглубокого знания истории Гавайев, проект не воспринимается историческим. Ощущение, будто ты смотришь фэнтези с бесконечными сюжетными перипетиями и накалом страстей. Оттого, в отличие от просмотра аналогичного отечественного контента, не соотносишь увиденное с фактами и не обвиняешь создателей в неправдоподобности и сказочности.



Старается ли Момоа внушить нам достоверность описываемого? Сложно сказать. Факт в том, что это чуть ли не первый проект, в котором история не поп-культурной локации вроде США или Франции рассказана с точки зрения коренных жителей. По большей части сериал снят на гавайском языке, английский появляется лишь к середине. В отличие от основанного на книге Джеймса Клавелла «Сёгуна», который вписывает выдуманную историю в рамки феодальной Японии, «Вождь войны» базируется исключительно на исторических фактах, из-за чего Момоа сложнее уходить в незаурядную драматургию и прописывание сложных персонажей. Каиана слишком уж неубиваем и всесилен: и с англичанами разберётся, и со своими разделается. Отсюда же и бесконечные отсылки к известным массовому зрителю историческим сюжетам вроде «Игры престолов» с обилием страстей, оргий и родственных противостояний.
Аналогом «Сёгуна», которого FX благополучно продлил на второй сезон, «Вождь войны» явно не стал. Однако дворцовые интриги, набедренная повязка Момоа, проработка материального мира, опора на реальные исторические лица и народ, стоящий в стороне от мейнстрима, сделали своё дело. Команде удалось подарить зрителю возможность иначе взглянуть на историю островов или узнать о ней впервые из уст непосредственных носителей национального менталитета, а не колонизаторов. Сериал пленяет фактурой в виде гавайской природы и детально воссозданных ритуалов, а не драматургией с претензией, поэтому ему можно простить многое, даже излишние дидактические назидания, что мы и сделаем.
