Совсем недавно вышла последняя серия мистического сериала «Чёрное облако» Карена Оганесяна («Крутая перемена», «Пассажиры»). Проект рассказывает о девчонке Оле, вокруг которой один за другим умирают близкие. Может, их убивает героиня, может — маньяк, а может — чёрный сгусток ненависти. Лента вызвала резонанс среди кинозрителей, собрав вокруг себя гору обсуждений. Мы посмотрели «Чёрное облако» и выяснили, чем сериал зацепил аудиторию. Осторожно, спойлеры!
— Если бы ваша обида была водой, какой бы объём она заполнила? Чашка? Тарелка? Ведёрко? Ванная?
— Комната. Вся. До потолка.
Она кричит молча. Просто открыв рот. Издаёт тихий хрип. Незакрытая дверь гостиной образовывает щель. Через неё видно паркет, уложенный «ёлочкой». А ещё — нечто. Что-то чёрное и густое. Оно расширяется, обрастает дымом и невесомостью.
Тихо.
Оно подползает.
Оно уже тут. А тебя больше нет.
Студентка Оля (Мария Мацель) не пропускает сессий психотерапевта (Филипп Янковский). То ли по собственному желанию, то ли по воле отца (Юрий Колокольников). Девчонка в западне. С одной стороны — папаша, решивший втиснуться в её жизнь после 20 лет отсутствия. С другой — мать (Виктория Толстоганова) и по совместительству популярная блогерша, которую волнуют лишь записи интервью. А с третьей — подруга Алина (Ангелина Пахомова) и парень Лёша (Павел Чернышёв), изменяющие Оле и в дружбе, и в любви.
На сеансах студентка фантазирует о смерти бесячих близких. Представляет детали. Говорит воодушевлённо и в красках, ведь подобный жест не отменяет любви. Больше всех героиню раздражает Красная шапочка — преподавательница международного права, перманентно цитирующая Библию. Почему бесит? Да потому что буллит. На агрессию Оля отвечает молчанием, ведь у неё уже есть послушные уши — психотерапевт.
Одновременно девушка находится в созависимых отношениях с Алиной — той самой подружкой. Олю бесит, что она говорит лишь о сексе. О сексе с психотерапевтом, одногруппником или Лёшей. Однако героиня терпит, вставляя мазохизм в любой свободный слот расписания на день.
На самом деле, созависимые отношения у неё не только с Алиной. С жизнью в целом. Да и с собой тоже. Оля вымещает агрессию внешне. Занимается сексом на кладбище, грубит отцу и встречается с наркоманом. Глубоко внутри сидит обида. Целый клубок, который неожиданно решил развернуться, но оказался в узелках. И первым узелком стала Красная шапочка.
Клубок не простой, а судьбоносный. Это — нить смертей. Ненавистная преподавательница на мушке. Сначала бабусю сбивает неопознанный автомобиль, потом — убивает любимая Библия в толстом красном переплёте. На вопрос «Что ты почувствовала, когда она умерла?» девчонка монотонно отвечает: «Ни-че-го». Однако одна смерть тянет за собой другие. Все пострадавшие оказываются близкими Оли. А она — главной подозреваемой. За героиней начинают следить сотрудники полиции — Оксана (Марьяна Спивак) и Юрий (Алексей Розин).
— Я не говорила, чтобы она сдохла.
— А как ты сказала?
— Я сказала, чтобы она сдохла в страшных муках, старая тварь.
«Чёрное облако» — смесь жанров. Здесь и триллер, и драма, и чёрная комедия. А ещё — куча сюжетных твистов. В основе триллера — смерти от «дыхательных аномалий». Герои задыхаются и падают замертво. Без следов удушья. В связке сериал настигает мистика — то самое чёрное облако, которое вылезает из щелей и вершит псевдоправосудие. При этом паранормальное опирается на прочный психологический фундамент. Драма в том, что чёрное облако — сгусток обид и тотальной нелюбви к себе и ближним. Каждый персонаж — агрессор и жертва в одном лице. Самое сложное для них — не подавить злость, а признаться себе, на кого они действительно злятся. Ведь как глаголит психотерапевт из сериала, «обида — это обманутая любовь».
Проект цинично относится к смерти. Авторы друг за другом убивают даже самых приятных героев, обманывая ожидания зрителя. На изощрённых смертях строится чёрная комедия. Во многом за неё отвечает герой-патологоанатом в исполнении Евгения Гришковца («Обычная женщина»), который не прочь лишний раз выехать в морг на вскрытие трупа и сфоткать жене бедное тело.
Осторожно, спойлер!
Сценаристка Дарья Грацевич то и дело путает зрителя. Близкие Оли перманентно падают заживо. Подозреваемые в их убийстве — тоже. А в конце ленты оказывается, что чёрное облако — вообще не то, чем кажется. В сериале двойной каст. Первый — галлюциногенный, второй — реальный. К концу сезона главной героиней оказывается вовсе не Мацель.
Зритель не готов. Он только поверил в чёрное облако, которое по велению Мацель убивает каждого провинившегося. Через другого героя авторы показывают психически нездорового человека, убегающего от проблем и выстраивающего личную реальность.
Он сказал: «Посмотри, что там у тебя в горле».
Он сказал: «Оно душит тебя изнутри».
Он сказал: «Когда будет снаружи, оно начнёт душить остальных».
В этом смысле проект отличается кастом. Чего стоит одна Мацель, перевоплотившаяся в «злую» Олю, которая не боится предложить психотерапевту переспать, ведь Алина считает, что узнать человека можно исключительно через секс. Филипп Янковский вообще выступил мастером переодеваний. От робкого психотерапевта, возбуждающегося от тёмных реплик героини, актёр перешёл к образу противного и уставшего мужа, который ранит репликами. А сексуальный Колокольников из роли смелого и богатого папки перелетает в нежного любовника.
Проект привлекает и деталями — к примеру, образами Мацель. Короткими юбками и ярким мейком. Ноги актрисы, то и дело оказывающиеся на столе, — вообще отдельный вид искусства. То же касается и интерьеров. Квартира-офис психотерапевта и жильё Лёши пестрят уютом, комфортом. Говорят о благосостоянии. Полная противоположность — пространство следователя, в котором, как тараканы, бегают члены семьи. Это обречённое и нелюбимое место. Эмоционально разрушенное.
В конце первого сезона начинаешь сомневаться в том, что есть реальность, а что — последствия воспалённого сознания. Вдруг всё-таки Оля — главная героиня? А лица убитых — «правильные»? Вдруг у облака другой хозяин? А если и вовсе нет никакого чёрного сгустка? Кто-нибудь вообще умер? Или это галлюцинация в галлюцинации?
«Чёрное облако» уходит неожиданностью, загадкой, с намёком на второй сезон. Сводит с ума. Заставляет усомниться в реальности, собственных поступках и окружающих. Но покидает зрителя красиво. Смотрите сериал и будьте осторожны: вдруг кто-нибудь поблизости уже выпустил своё облачко.