В четверг, 8 июля, на большие экраны выходит долгожданная «Чёрная вдова» (Black Widow) — фильм Marvel, который на фоне пандемии переносили аж три раза. События его происходят после третьего фильма про Капитана Америку: Наташа Романофф пускается в бега и сталкивается с врагами и друзьями из своего шпионского прошлого. Каким же получился сольник героини, которая до этого была известна лишь своими крутыми боевыми навыками?
Начать этот материал стоит с того, что ещё до похода в кино я расстроилась. Я знала, что в сюжете «Чёрной вдовы» появляется Елена (Флоренс Пью) — подруга и «сестра» Наташи. Поэтому абсолютно логичным казалось отправиться на пресс-показ со своей коллегой Наташей Лобачёвой, чтобы написать после этого отзыв «Наташа и Лена оценивают фильм про Наташу и Лену». Но всё пошло не по плану, и я плелась в кинотеатр одна после тяжёлого рабочего дня. Погода была неважная, настроение — ещё хуже. Последняя надежда была на попкорн, колу и фильм. Не переживайте, этот текст не будет полностью напоминать грустный пост из блога или твиттера. Обещаю.
Начинается «Чёрная вдова» с предыстории: юная Наташа живёт со своей подставной семьёй в тихом американском пригороде. Мать Мелина (Рэйчел Вайс) — учёная, отец Алексей (Дэвид Харбор) — шпион и суперсолдат. Ну а маленькая сестра Елена живёт как обычный ребёнок. Но всё меняется, когда «семья» распускается: девочек отправляют на шпионское обучение, разлучая друг с другом. И, казалось бы, после этого идут эпичные начальные титры под кавер Nirvana, переход во времена, когда Наташа уже выросла — можно моментально перевести всё в формат, к которому мы привыкли в фильмах Marvel. Экшен, интриги, «большой босс», чуточку драмы, потому что у супергероев тоже есть чувства. Но именно здесь «Чёрная вдова» удивляет.
Не бойтесь: и крутые бои, и интриги тут есть в огромном количестве. Взять хотя бы первую встречу Наташи и Елены в Будапеште после долгого расставания — пожалуйста, после просмотра скажите, что не только я заметила, насколько эта сцена напоминает моменты из сериала «Убивая Еву». Но акцент фильма довольно сильно смещается. По сути, «Чёрная вдова» — это история о людях, которые пытаются собрать себя по кусочкам после того, как годами ассоциировали свою личность только с работой или супергеройскими задачами (или же вовсе были под психологическим контролем другого человека). Это, кстати, можно увидеть не только в диалогах между героями, но и в боевых сценах — дождитесь второй половины фильма и сцен с раскрытием личности Таскмастера (это один из злодеев фильма, который может зеркально копировать движения противника в бою).
Супергеройские фильмы иногда критикуют за пафосность: душещипательные речи уже давно вызывают больше усмешку или неловкость, а не восхищение. Но как сделать фильм Marvel без них? «Чёрная вдова» предлагает отличный вариант, который ещё и хорошо работает на комедийную составляющую фильма. У нас есть Елена, которая забавляется над всеми супергеройскими замашками Наташи и очень часто выступает как напоминание: мстители мстителями, но пока они вершили своё правосудие, мир не стоял на месте.
Отдельного упоминания стоит дисфункциональная «семья» Наташи. Батя, который постоянно вспоминает о супергеройском прошлом: он даже натягивает на себя старый костюм, хотя явно уже не в форме. Мать, которая не готова взять ответственность за то, что произошло с девочками в детстве. Сестра Елена, которая всё ещё не может простить «родственников» за то, что они её бросили. Ну а сама Наташа вообще воспринимает жизнь с этими ребятами как фальшивку. Их отношения трещат по швам — и именно то, как, несмотря ни на что, эта странная семейка всё ещё готова объединиться и помогать друг другу, вызывает восхищение.
Есть момент, о котором я часто забывала в прошлых фильмах Marvel: Чёрная вдова — обычный человек. Её не кусал паук, она не попадала под радиацию. Вся её сила сосредоточена на долгих и изнурительных тренировках. И в фильме мы наконец понимаем, какие последствия были у всего этого на её дальнейшую жизнь. Что особенно круто: драматичные моменты никак не убавили количество потрясного экшена.
«Чёрная вдова» — это отличное кино, которое уверенно отходит от того, какими мы привыкли видеть супергеройские фильмы. Мы наконец заходим на территорию настоящих и живых эмоций, которые позволяют увидеть в Наташе не просто талантливую супершпионку, но и обычного человека, который с трудом справляется с грузом прошлого. При этом груз этот завязан не только на классическом «большом боссе», который преследует персонажа всю жизнь, но и на обычных семейных проблемах. И подобный отход от привычной формулы мне нравится.