Летом душа просит прохладного моря, а возможность, увы, предоставляется не каждому. Максимум городское болотце. От жарких дней отвлекают приключения об отважных пиратах, которые сражаются с разбойниками и глубоководными чудовищами под буйством стихий. Благородный капитан Блад, подобно настоящим героям, внезапно объявился в подходящий момент. Со старта разработки в 2003-м «Приключения капитана Блада» прошли сложный путь, но спустя 20 лет, наконец, доберутся до публики официально. Пока дожидаемся выхода в Steam осенью, рассказываем о полном проблем путешествии амбициозной игры от русских разработчиков и том, чего же от неё теперь ждать.
«Приключения капитана Блада» изначально разрабатывала «Акелла», волчий логотип которой навеки запечатлелся в памяти большинства геймеров 2000-х. Появилась компания в 1993-м, но занималась тогда только локализациями зарубежных видеоигр — причём, не получив на то лицензии. Одними из ранних проектов были квесты Full Throttle, Must и The 7th Quest. Первый официальный перевод вышел только в 1997-м — гонка Planet of Death от французов Ubisoft. Издания чужих игр компании было недостаточно, потому «Акелла» решилась на создание собственной студии разработки.
Первое плавание
Вышедшие в 2000-м «Корсары: Проклятие дальних морей» удивляли проработкой. Капитан простого торгового судна англичанин Николас Шарп оказывался в плену испанцев, но ему удалось бежать. С собой он прихватил остальных рабов с плантаций и удачно стоявший в гавани хиленький корабль. Прибыв на родную землю, он получает корсарский патент и начинает «по-честному» грабить испанские судна. Или же перейти к ним. А можно и во Францию податься или вовсе к пиратам — важный и влияющий на дальнейшую историю выбор полностью за игроком. Метаться между странами до самого финала, логично, нельзя и однажды окончательно придётся решить, на чьей стороне Шарп. Сражения в море подстёгивали азарт от приключения. Слабые корабли трусливо спасались от более сильных, а те наоборот рвались преследовать добычу до последнего. Да и при абордаже противник легко не давался — капитан и экипаж не позволяли!
После выхода игра покорила и русскую аудиторию, и западную. Там её издали Bethesda и из-за схожего со стратегией Corsairs: Conquest at Sea названия переименовали в Sea Dogs. Позже на талантливых русских разработчиков обратили внимание Disney. Они и предложили сделать игру по лицензии к выходу тогда никому не известного фильма «Пираты Карибского моря».
После первых «Корсаров» разработчики рассказывали: «Море мы любим — без этого невозможно было бы делать игры о нём. Но, естественно, это далеко не единственная причина появления "Корсаров". На самом деле, причин много — это и отсутствие подобных игр на рынке на момент разработки, и популярность пиратской тематики, и желание сделать что-то оригинальное и запоминающееся, а не очередную стратегию в реальном времени или шутер от первого лица. Всё это и повлияло на наш выбор».
Мир вторую часть так и не увидел, а ненавязчивую приписку «Корсары 2» на упаковке с диском сделали лишь для покупателей в России. Товарищи из Disney большего бы не позволили. Геймплейные и сюжетные наработки с неё переехали в «Пиратов Карибского моря». Позже фанаты возвращали предполагаемое изначальное видение модами. Например, большой популярностью пользовалось «Возвращение морской легенды», где вместо линейной истории одного героя на выбор предлагалось аж двенадцать персонажей с полной свободой действий. Всё ещё оставались костыли — удобные и качественные, но требующие усилий кроме простого и банального: вставить новенькую покупку в привод, установить и начать приключение. Интернета в современных масштабах тогда ещё не было, и даже патчи приходилось ждать и искать на дисках.
От переделок геймплея и сценария под фильм Disney в «Акелле» устали и при всей любви к своему творению захотели от него отдохнуть. Так появилась идея разработать новую оригинальную игру, не связанную с «Корсарами».
Бушующие страсти и тонущие идеи
От моря, однако, далеко сбежать не удалось. Первый порыв сделать игру по роману Вальтера Скотта «Айвенго» остался неисполненным. Приключения благородного рыцаря на фоне противостояния нормандской знати и англосаксонской аристократии до сих пор звучат как перспективная идея. Увы, радикальный уход от морских сражений к конным турнирам реализовать оказалось слишком сложно. Зато в списке культовых приключений нашёлся итальянец Рафаэль Сабатини и его не менее великая для жанра «Одиссея капитана Блада».
Работу начали в 2003-м, но уход руководителя внутренней студии разработки Дмитрия Демьяновского и арт-директора Андрея Иванченко вынудил «Акеллу» перезапустить проект. Официально игру представили на КРИ 2005, а первый трейлер показали в том же году на Е3. Тогда ещё просто «Капитан Блад» визуально больше походил на «Корсаров» и имел мало общего с цветастым финальным вариантом. Главный герой был похож на книжный прототип — стройный джентльмен, грациозно размахивающий шпагой, а атмосфера самой игры казалась максимально близкой к первоисточнику. Геймплейно же вдохновение черпали из экшена от EA The Lord of the Rings: The Return of the King. Динамичные сражения с множеством комбинаций, но в морских декорациях — красота же!
Ренат Незаметдинов, тогдашний руководитель разработки рассказывал: «Представь себе, это будет настоящая феерия — Блад бьёт одного ногой, протыкает другого шпагой, затем резко достает из-за пазухи два пистолета и укладывает оставшихся дробью. Конечно, если бы мы ставили на реалистичность, то мушкеты надлежало бы выбросить сразу после выстрела, но тут главное — это веселье, так что в игре он будет убирать их обратно, для перезарядки».
На словах звучало интригующе, но примерно в тот же период случилась разработка «Корсаров 3». На них издатели делали большую ставку, и команда «Блада» то и дело отвлекалась на помощь коллегам. «Акелла», тем временем, решила, что вместо первого Xbox «Капитан Блад» должен выйти в стартовой линейке нового поколения Xbox 360 (в 2005-м в США и Канаде и в 2007-м в России). Это означало, что придётся спешно пересобирать под другую архитектуру относительно готовый проект. Из-за разногласий с главами «Акеллы» Ренат Незаметдинов покинул студию, потому в сентябре 2005-го игру в третий раз отдали в новые руки. Теперь главой разработки стал Сергей Макеев.
Морской бог
Проект вновь делали с нуля, и теперь уже под обновлённым названием «Приключения капитана Блада». Пока разработчики осваивали движок для Xbox 360, «Акелла» без дела не сидели — они нашли издателя игры за рубежом. Сотрудничество с Playlogic, однако, принесло больше проблем, и к 2007-му дошло лишь до долгих и затратных судебных разбирательств. В 2008-м вовсе случился мировой экономический кризис, мощно ударивший по России. «Акелла» плавно начинала тонуть в долгах и идти ко дну. Нужно было срочно искать средства для спасения. Новую ставку делали на самое популярное — на «Корсаров», теперь уже на четвёртых. Но вот замкнутый круг: для их разработки требовались деньги! На помощь здесь пришёл издатель 1С, выкупив студию разработки «Блада» её гордо назвали «1С: Морской волк».
За пару лет из сюжетного экшена с элементами RPG игра превратилась в задорный слэшер под God of War в тропиках. Желание точно адаптировать книги Сабатини осталось в прошлом, сюжет окончательно переехал на дальний план. Зато в геймплее сохранился упор на динамику — команда продолжила совершенствовать концепт «беги вперёд да руби». Пошли ли изменения на пользу и какой была бы версия из прошлых наработок уже понять невозможно, а нескольких роликов на YouTube для этого не хватит.
В видении нового руководства стилистика ушла от относительно реалистичных «Корсаров» в сторону мультяшной гипертрофированности. Сам же элегантный Питер Блад раскачался до могучих размеров. Внутреннее благородство, однако, сохранили: герой всё также спасает невинных и наказывает злодеев. Любоваться смачно жестокими добиваниями — отдельное удовольствие! Бить, калечить, рубить и при этом успевать уворачиваться весело, точно как в лучших представителях жанра. Демка на КРИ 2007 получила звание «Лучшего экшена», а аудитория вновь замерла в ожидании релиза, который переносили год за годом.
В 2008-м гейм- и левел-дизайнер Влад Зайнов рассказывал: «Это красочный экшен, где у нас герой — просто непобедимый Терминатор. Он идёт вперёд, его ничего не может остановить. Но чтобы до конца не уходить в полную жестокость и кровавость, мы сделали так, что на врагах не остаётся никаких визуальных повреждений. У них может отлететь голова, но у них не будет никаких порезов именно на теле, потому что это уже будет вызывать отвращение. Это будет не то».
В тот год «Приключения капитана Блада» вновь не вышли, так же как и в следующий. Окончательной датой выхода должен был стать 2010-й, игра была уже готова! Но...
… у нас отмена!
После окончания работы над «Приключениями капитана Блада» «1С: Морской волк» объединили с внутренней студией разработки 1С. Сотрудники оказались раскиданы по новым проектам, а кто-то после затянувшихся семи лет взял перерыв и ушёл из компании. Мастер-диск был отправлен издателю, время шло, но игра не выходила.
Точных причин не знали даже сами разработчики, потому оставался простор для теорий заговора. Например, был распространён сомнительный слух о том, что отмена произошла из-за системного администратора, удалившего исходники игры. Позже СЕО 1С, Николай Барышников, информацию опроверг, но и больших комментариев не дал. Также есть версия с делёжкой авторских прав между Playlogic и «Акеллой». Последние благоразумно отдали проект в руки 1С, а заодно, возможно, и подарили судебные проблемы.
В 2018-м Ренат Незаметдинов высказал своё предположение об отмене игры: «Мне представляется самой правдоподобной версией та, что гласит, что в финансировании разработки “Капитана Блада” участвовала европейская компания-издатель средней руки на условиях возврата средств в момент релиза. И аналитики игрового направления фирмы 1С после сдачи мастер-диска командой просчитали, что продажи проекта не покроют не то, что стоимость разработки, но даже ту сумму, которую по условиям соглашения 1С должна была бы выплатить тому европейскому издателю».
Проходили годы. «Корсары: Чёрная метка» так и не вышли, а «Акелла» в 2012-м обанкротились. Люди забывали о «Приключениях капитана Блада», но спустя десять лет, уже в 2021-м игра внезапно не просто подала признак жизни, а вышла! Причём с духом истинного пиратства — на торрентах.
Слитый неизвестным билд оказался той самой не вышедшей и готовой версией. Он запускался и от начала до финальных титров стабильно работал. «Приключения капитана Блада» оказались, в хорошем смысле, глотком ностальгии по прошлому. Сюжет существует лишь для того, чтобы двигать главного героя между миссиями, главный злодей просто плохой — объяснения действительно не нужны. Игра работает в первую очередь как развлечение. В боевой системе узнаётся оригинальный God of War (2005) и даже ему не уступает. Много ли сейчас подобных игр? С ходу толком не вспомнить.
Видов противников немного, но к каждому приходится подстраиваться по ходу боя. Стрелков, например, приходится догонять, попутно уворачиваясь от болезненных попаданий. Также немного дают повоевать в море с пушками на борту. С адреналином от «Корсаров: Проклятие дальних морей» сражения не сравнятся: перебегаешь между несколькими орудиями, стреляешь в проходящие мимо вражеские корабли и рубишь противников, которые пытаются захватить судно Блада. Недостатки, однако, тоже были. Сложность в некоторых местах казалась неоправданно завышенной, а те же стрелки, в лучших традициях будущей «Смуты», оглушали Блада, и тот безвольно позволял себя избивать. И повезёт, если от следующего выстрела успеешь увернуться!
В 2021-м «Приключения капитана Блада», казалось, наконец, получили заслуженное внимание. Люди тепло приняли игру как память и один из столпов русского геймдева из 2000-х. Долгий путь через падения и возрождения не потерялся во времени и, казалось, что теперь история игры точно подошла к финалу. Но подобно многим героям Блад не захотел окончательно уйти на покой. В июне 2024-го на YouTube-канале IGN внезапно опубликовали трейлер обновлённой версии — причём релиз заявлен уже осенью на PC, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X|S и Switch. Мобилок для полного счастья не хватает!
Издателем игры в этот раз значится SNEG, которую основали выходцы из GOG Олег Клаповский и Елена Роор. Также разработчиками на странице Steam указаны Seawolf Studio («Морской волк») и General Arcade. Последние базируются в Сингапуре и Малайзии, часто занимаются портированием и сотрудничали они с гигантами Larian, Capcom и From Software.
Полное и подробное описание разработки «Приключений капитана Блада» можно расписать на размеры сценария к трёхчасовому фильму. Уходы, перезапуски, неожиданные повороты — и ведь концовка-то всё ещё неизвестна. Вдруг игре опять не повезёт, и она затеряется ещё на десяток лет? Но всё же хочется верить в счастливый финал этой истории.