Канадскому комиксисту Брайану Ли О’Мэлли 21 февраля исполнилось 45 лет. Широкой публике он в первую очередь известен как автор вечно молодого Скотта Пилигрима, но творчество О’Мэлли куда обширнее и глубже, чем гик-сага о любви и поиске себя.
Его произведения примечательны тем, что взрослеют вместе со своим автором и рефлексируют пройденный этап жизни. В этой статье попробуем проследить творческий путь Брайана Ли О’Мэлли.
«Потерянная», 2003
Свой путь в комиксах Брайан начал в 20 с чем-то лет в независимом издательстве Oni Press. Там он работал со шрифтами, немного рисовал, и туда же принёс свою дебютную работу Lost at Sea («Потерянная») — она вышла, когда О’Мэлли было 24 года
О чём комикс: Рейли 18 лет, она замкнутая, немного неловкая, со своими загонами — и ей предстоит проехать на машине тысячи километров от Калифорнии до Торонто с малознакомыми ребятами.
«Потерянной» удалось очень чётко ухватить настроение подростков, которые оказались между школой и взрослой жизнью. Его герои всегда находятся где-то на трассе, в мотеле, в дайнере — как будто замкнутые посреди пустого пространства наедине со своими мыслями. Символично их отношение к поездке: они ещё не ностальгируют, поэтому не рассказывают, откуда едут и что они там делали, да и у самой поездки как будто нет цели — главное просто ехать и жить теми моментами, что происходят.
Что нетипично для роад-муви: ребята в машине — не лучшие друзья, это не их великое приключение перед поступлением в колледж. Рейли вообще оказалась с ними по стечению обстоятельств и чувствует себя неуютно.
Это даже не комедия, а скорее инди-драма. Поэтому 80% текста — это внутренние монологи героини. А ещё Рейли уверена, что у неё нет души — в этой фразе выражается всё смятение от того, что она не понимает, кем стала и как жить дальше (ведь когда-то она была радостной девчушкой и в жизни всё было понятно!)
Как говорил сам О’Мэлли, для него «Потерянная» вышла очень личной и эмоциональной, и когда он показывал её друзьям, многие чувствовали себя неловко и не знали, как на это реагировать. А он же хотел, чтобы они смеялись и были счастливы. И у него как раз были идеи для такого комикса.
«Скотт Пилигрим», 2004-2010
Для 25-летнего О’Мэлли «Скотт Пилигрим» стал книгой «про себя». Его герою примерно столько же лет, он снимает квартиру с другом, играет в группе, надеется пробиться к славе и находится «между работами».
В отличии от Рейли из «Потерянной» Скотт смотрит на мир с позитивом. В его жизни ноль переживаний об учёбе, работе, карьере — одним словом, о будущем. Он наслаждается бесцельной юностью и всё, что его волнует — это привести свою группу к успеху и добиться ту самую девчонку Рамону.
Вместе с этим «Скотт Пилигрим» стал образцом и квинтэссенцией всего гиковского. Сотни тысяч молодых людей по всему миру, кто задротил в консоли, знал нишевые факты про Пакмана, собирал фигурки у себя на полке, носил футболки с любимыми группами — все они узнали в Скотте идеальную версию себя, ровно как и автор.
К выходу последнего, шестого, тома «Скотта Пилигрма» О’Мэлли стукнуло 31, он стал сильно взрослее своего героя. Поэтому если посмотреть на шесть томов целиком, то оказывается, что в Скотте появляется простая и понятная мораль: свои ошибки надо принимать, за будущее — бороться и не быть чудаком (тут должно быть другое слово, но на букву «м»).
«Шансы», 2014
Свою следующую большую работу О’Мэлли посвятил проблемам и переживаниям 30-летних: достигли ли мы того, чего хотели? И того ли мы вообще хотели? А рядом те, люди, которые нам нужны? А беззаботная юность она уже всё? И стал ли я взрослым? Как выяснилось, в психологии для этого даже есть отдельный термин — «кризис тридцати лет», его цель — обратить внимание человека на истинные потребности, отказаться от навязанных ранее целей и ценностей — найти свои.
Главной героине «Шансов», Кэти, 29 лет. Со стороны, у неё успешная жизнь: она шеф-повар, скоро открытие собственного ресторана, у неё есть молодой любовник. И вообще Кэти ни от кого не зависит и её все уважают.
На деле же открытие ресторана постоянно откладывается, любовник лишь помогает забыть о бывшем, и Кэти постоянно переживает, что где-то поступила не так, и её жизнь могла быть другой. Именно в этот момент она находит способ менять прошлое.
Как и история Скотта Пилигрима, история Кэти частично основана на жизни самого О’Мэлли. Впервые о «Шансах» О’Мэлли задумался ещё в нулевые, когда писал первые тома «Скотта Пилигрима» — по его признанию, комиксы тогда не приносили денег и он сам был вынужден работать в ресторане. Тогда же Брайан придумал название и начал делать первые скетчи с персонажами. А сверхъестественный дух, поселившийся в ресторане, это по сути «russian Domovoi», о котором он узнал ещё в детстве.
По настроению «Шансы» похожи на смесь «Потерянной» и «Скотта»: они в равной степени уделяют внимание как эмоциональной части, так и сугубо развлекательной. Что касается общего посыла о том, как научиться уживаться со своим прошлым, О’Мэлли говорит следующее:
Я всегда говорю: «Я сожалею обо всем», но чувствую, что с возрастом сожаление становится частью ткани жизни. Сожаление — воздух. Ты его даже не замечаешь. Меня постоянно вводит в ступор мысль, что всё, что я когда-либо делал, — идиотизм.
Как создатель контента для молодёжи, я в ужасе от того дерьма, которым мы их кормим каждый день, и мои работы в том числе. Я стараюсь, хочу чтобы у меня получалось лучше, и по сути этой моралью заканчиваются все мои книги».
«Соплячка», 2016 — …
«Соплячка» — нетипичный для О’Мэлли комикс. Во-первых, это серия, которая публиковалась отдельными выпусками. Во-вторых, её рисовала Лесли Ханг, а не сам Брайан. В-третьих, «Соплячка» выбивается из уже понятной формулы «Брайан прожил часть жизни — Брайан делает про это комикс».
Теперь в центре повествования юная фэшн-блогерка Лотти Пёрсон и её взгляд на мир через призму соцсетей. Лотти одержима своим публичным образом, который находится под угрозой из-за её внезапных приступов аллергии. Чтобы решить эту проблему, она прибегает к экспериментальному лечению, которое, похоже, вызывает галлюцинации.
На мой личный взгляд: для обоих авторов это была серия-эксперимент, и он, скорее, не удался. Лесли Ханг в первую очередь иллюстратор, а не комиксный художник, поэтому она не так хорошо чувствует пространство страницы и не так изобретательно её заполняет: типичная страница в «Соплячке» выглядит как несколько говорящих голов (опционально, где-нибудь в кофейне за столом) без фонов.
О’Мэлли же выбрал интересную тему: поиск собственного «Я» в среде, где надо постоянно кого-то из себя строить. Но как будто бы ежемесячный формат оказался ему не под силу — даже по итогам первого тома (а всего их вышло три) трудно понять «о чём» эта серия и куда идёт сюжет.
C 2016 по 2019-й вышло всего 15 выпусков «Соплячки». Предполагалось, что будут ещё, и в 2023-м даже должен был выйти новый том, но серия до сих пор на паузе, и вряд ли когда-нибудь возобновится.
Worst World — ???
Следующую большую свою работу, Worst World («Худший из миров») О’Мэлли анонсировал ещё в 2016 году. По задумке это должна быть трилогия: три книги по 300 страниц каждая, действие которых развернётся в Калифорнии — сам Брайан уже, кстати, много лет как переехал туда из Торонто.
В центре сюжета окажется парень по имени Бенни (30 с чем-то лет) и Обри (20 с чем-то лет) — та самая девушка с белыми волосами. В шутку Брайан описывает задумку как «Скотт Пилигрим в Лос-Анджелесе, меньше видеоигр, больше аниме».
На момент публикации статьи, никаких новых подробностей про Worst World нет, а сам О’Мэлли признаёт, что анонсировали серию слишком рано — сценарий всё ещё требует доработки.
В конце хочется сказать что-то глубокомысленное, но вместо этого посоветую просто взять и прочитать все комиксы, о которых здесь говорится — они официально изданы на русском.
А если не прочитать, то хотя бы следить за киноадаптациями: осенью вышел мультсериал по Скотту Пилигриму, в котором О'Мэлли смотрит на своих героев заново. А где-то в недрах Голливуда готовится адаптация «Шансов» — чем не хорошая новость?