Первого декабря у группы «Бомба-Октябрь» вышел клип на песню «Как хорошо», где поначалу кажется, что это история любовников, преследующих друг друга. Но так ли всё однозначно? Нам посчастливилось поймать в одном помещении актёра Романа Евдокимова, для которого клип стал режиссёрским дебютом, и актёра и лидера группы Васю Михайлова, у которого совсем недавно вышел громкий альбом «Л'». Поговорили о тонкостях создания клипа, новом релизе, симбиозе творческих профессий и зрительском восприятии артистов.
— Мы на 2х2.медиа пытаемся любое событие изучить через призму поп-культуры.
Роман Евдокимов: Вася, твой страшный сон — оказаться поп-культурным событием.
— А ещё изучаем отклик поп-культуры на события. В контексте клипа хочется поговорить о двух направлениях (среди множества прочих). Первое — совмещение разной творческой деятельности. Многие актёры пробуют реализовать себя не только через кино и театр, но и в других профессиях: становятся художниками, поэтами, режиссёрами или музыкантами. Как думаете, почему так происходит?
Роман Евдокимов: Мне сложно сказать, почему это происходит у других, но у меня достаточно много профессиональных увлечений и разнонаправленных интересов. В какой-то момент это даже начало волновать: почему я занимаюсь и актёрской деятельностью, и фотографией, и писательством, и режиссурой (в 16 лет хотел поступать на режиссуру, но тогда испугался)? Ведь если «растекаться мыслью по древу», то можно нигде не успеть. Как объединить всё то, что мне интересно, чем я занимаюсь? И тогда я для себя сформулировал глобальную концепцию: я рассказываю истории. После этого всё встало на свои места, поэтому об этом больше не думаю, просто делаю то, что люблю.
Вася Михайлов: Я как раз за профессиональное растекание «по древу». Самое страшное в жизни — что-то не успеть. Хотя что именно, непонятно. Как говорится: «Время нам дано, чтобы мы его тратили», потому я никуда не тороплюсь и делаю то, что меня «смыслообразует». Увлекаюсь самим процессом. Без него становится уж очень плохо.

Творчество в разных проявлениях — единственное, что я умею и хочу делать. Я будто нацепил на себя «реактивный ранец», как у Дмитрия Пригова [русский поэт, художник и скульптор — ред.], который позволяет держаться над бездной. Там, где хватает маны, использую его: будь то поэзия, актёрская игра или что-то другое.
— Близлежащие творческие плоскости отвлекают вас от ключевой деятельности артиста?
Вася Михайлов: Как будто бы с точки зрения зрителя, у артиста должна быть ключевая деятельность. Мол, изначально он — актёр, а потом оказывается, что ещё пишет музыку или снимает кино. Наблюдателю проще жить, когда он что-то понимает и конкретизирует. Но внутри всё работает иначе. Это симбиоз.
— Бен Аффлек когда-то решился снять «Операцию Арго» и собрал несколько «Оскаров», получив признание как режиссёр. Джордж Клуни еще в начале 2000-х, видимо оклемавшись от сериала «Скорая Помощь», пробовал себя в режиссуре. Мэл Гибсон вообще стал «звучать» по-новому после «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса». Достаточно часто актёры, выступая в роли режиссёров, снимают сами себя в главных ролях. Если попробовать отбросить эго, с чем это может быть связано?
Вася Михайлов: Как было бы смешно, если бы ты себя снял вместо Ани Чаповской!
Роман Евдокимов: Да, надо будет сделать такую версию! Уйдём от мировых референсов и вернёмся к нашим. Есть прекрасный артист Петр Фёдоров, который занимается и музыкой, и режиссурой, и сценарным делом. Он снял авторский сериал «Ласт квест», в котором сыграл главную роль, а ещё был композитором, режиссёром, сценаристом и режиссёром монтажа, если я не ошибаюсь. Почему так вышло? Чёрт его знает. Но получилось круто. После просмотра этой работы никого лучше Пети в главной роли я представить не мог. Неизвестно, выглядело бы это так убедительно с кем-то другим. Есть вот ещё Вуди Аллен, который тоже часто снимается в своих фильмах. Почему он так делает? Не знаю. Просто развлекается.

— Рома, были ли мысли снять себя в клипе вместо Васи?
Роман Евдокимов: Нет, конечно. Я рассказал ту историю, которую хотел. Она и про меня тоже, поэтому меня там много, хоть и нет в кадре.
Вася Михайлов: Это дебют Ромы. И когда делаешь что-то впервые, лучше сосредоточиться на конкретной деятельности.
— Как вам в целом опыт клипмейкера?
Роман Евдокимов: У нас была задача снять маленькое кино, которое бы работало без музыкального сопровождения. Думаю, нам это удалось. Для себя я не разделяю клипмейкерство от других видов кинорежиссуры.
Вася Михайлов: Ещё этот клип классно работает, если подставить музыку Radiohead. Причём любой трек. Он сразу выглядит дороже.
— Планируете снять кино или сериал?
Роман Евдокимов: Да, конечно. У меня уже есть сценарные намётки для двух сериалов и для полного метра.
Вася Михайлов: Я в них главную роль играю, кстати!
Роман Евдокимов: Поговорим об этом позже!



— Интро в клипе собрано из фотографий, а в одной из сцен вся стена увешана снимками главной героини. Рома, у вас и сейчас на шее висит фотоаппарат. Какое место фотография занимает в вашей жизни?
Роман Евдокимов: Я занимаюсь ей с 15 лет, когда брат подарил мне первую камеру. С тех пор она присутствует в моей жизни с разной интенсивностью. Я очень люблю аналоговую фотографию и, думаю, по клипу это понятно: часть проекта сделана в технике stop-motion, где каждый кадр — отдельный цианотипический [старинный способ создания сине-белой фотографии, основанный на использовании светочувствительных солей железа — ред.] отпечаток, созданный вручную. Если грубо, то сначала мы сняли видео, разбили его на кадры, отпечатали каждый вручную, а после соединили снимки в видео, чтобы получилась анимация.
— Вася, кажется, у вас вообще включён режим многостаночника, как и у некоторых ваших коллег: Риналь Мухаметов пишет музыку, Саша Горчилин пробует себя в качестве театрального режиссёра, а Петр Скворцов играет на барабанах. Вы пишете песни и музыку для группы «Бомба-Октябрь», играете в театре и кино. Как всё успеваете?
Вася Михайлов: Когда я работал в театре, где играл довольно много, в финале рабочего дня приходил домой, открывал ноутбук, ставил клавиши и сочинял до рассвета. Потом немного спал, шёл в театр и в таком ритме жил долгое время. Сейчас же я ушёл оттуда, поэтому свободного времени стало намного больше. Я весь предоставлен себе.



— Вася, какое-то время назад Джаред Лето заявлял, что музыка для него приоритетнее, хотя его работы в кино были даже громче. А как у вас?
Вася Михайлов: Для меня нет каких-то приоритетов. Работа в кино приносит мне удовольствие. Мне нравится и то, и другое. Если вдруг убрать из жизни кино, то стану бездомным и умру на помойке. А если поэзию, то стану обветренным буднями куском мяса, который просто зарабатывает деньги. Поэтому не будем подсвечивать что-то больше или меньше.
— Каково было уживаться актёру-музыканту и актёру-режиссёру на одной съёмочной площадке?
Роман Евдокимов: Не было никакого «уживания». Просто два друга, которые отлично себя чувствуют вместе.
Вася Михайлов: Два старых товарища, два смердящих пса. На самом деле это не супер экстремальное положение вещей: мы были все на своих местах и друг другу всячески помогали, советовались.
Роман Евдокимов: Всё происходило так же, как и на обычной съёмочной площадке. Да и команда была золотая, поэтому очень классно провели время.


— Как долго длился съёмочный процесс?
Роман Евдокимов: Сняли клип в две смены. Первая — на натуре, где герои ходили по улицам, а мы их снимали. Вторая — в квартире, где мы справились на три часа быстрее запланированных 19 благодаря профессиональной команде.
— Кто предложил именно Аню Чиповскую в качестве центрального персонажа истории и почему?
Роман Евдокимов: Это произошло практически синхронно. Вообще, я предложил первым.
Вася Михайлов: Вообще нет! Я был первым…
(Далее происходит драка на мечах за то, кто первым предложил снять в клипе Аню Чиповскую. Рома первым отложил оружие.)
Роман Евдокимов: Короче, это было совместное решение, которое произошло синхронно — в одну секунду.
Вася Михайлов: Согласен.


— При просмотре клипа в какой-то момент начинаешь теряться: героиня Ани — femme fatale или доппельгангер главного героя. Кто же она по задумке: тревожно-избегаемая любовь или другая сторона героя, о которой он мечтает, но бежит?
Роман Евдокимов: Я бы очень хотел оставить это на откуп зрителю. Клип — это пространство для интерпретаций, в которое мы специально закладывали несколько слоёв. Конкретного или правильного ответа нет.
Для человека, который смотрит произведение впервые, на первом уровне считывается сюжет о двух влюблённых, которые бегают друг от друга. Уже неясно, в каком из кругов этого вечного повторения они находятся. Некоторые видят историю иначе — через сходства персонажей. Как внутреннюю гонку одного человека с самим собой и со страхом уязвимости.
— Переходим ко второму направлению: образность истории. В фильмах, сериалах, клипах часто используют прием CCTV, например, в «Методе» или «Шоу Трумана». Это своеобразный элемент контроля или вуаеризма. А иногда и метафора Большого Брата, от которого невозможно скрыться. Какую роль приём играет в вашей истории?
Роман Евдокимов: Все варианты подходят. Это ещё и о современном человеке. О нас всех, людях со взглядом в экран, который 24/7 с нами.

— Кажется, текст песни об одиночестве, не так ли? Там буквально с первых строк: «Как хорошо, когда тебя дома никто не ждёт, можно играть в прятки, и тебя никто не найдёт». Получается, герой все же не хочет, чтобы его нашли? Или это не так?
Вася Михайлов: Человек в целом очень разный. Например, мне нравится быть одному, но это не исключает, что мне может быть одиноко. Я хочу быть с человеком и не хочу одновременно. Это абсолютно нормальные многоуровневые ощущения.
В песнях у слов есть одна задача — передавать и множить чувства, и я бы не хотел заниматься дешифровкой текстов и рационализировать их, по крайней мере вслух. Слова транслировали моё состояние в тот момент, я его в них и зафиксировал. В конце концов я же все-таки не учёный, а стихоплет.
— Какое значение у места действия клипа?
Роман Евдокимов: Нам хотелось избежать чёткого понимания, где это происходит. В квартире нам хотелось создать ощущение лимба. В улицах мы искали определённую геометричность, чтобы они создавали чувство, похожее на то, что возникает от картин Эшера [речь идёт о нидерландском художнике Маурице Корнелисе Эшере — ред.]. Бесконечная лестница, у которой нет начала и конца, она вечно куда-то ведет.


— Клип начинается и заканчивается музыкальным фрагментом из другого трека — эпилога альбома. Он повторяет «Прощай, барокко», но задом наперед. Это пасхалка особенно преданным и дотошным фанатам группы?
Вася Михайлов: Так почувствовал художник.
Роман Евдокимов: А что для тебя барокко наоборот? Это, получается, классицизм. Возвращение к античным идеалам.
Вася Михайлов: Да, я об этом думал, но твоё главное мерило находится в районе солнечного сплетения. Только так ты понимаешь, срабатывает или нет. Пасхалка это, скрытый смысл или техническое решение. Самое правильное, когда это совокупность.
Роман Евдокимов: Если честно, нам хотелось как можно больше материала группы «Бомба-Октябрь» впихнуть в одно произведение. Чтобы много людей одновременно смогли послушать несколько песен.

— Василий, расскажите поподробнее об альбоме. Он, без преувеличения, великий.
Вася Михайлов: Рома, а давай ты объяснишь. Я, как автор, снимаю с себя эти мучительные полномочия.
Роман Евдокимов: Музыку Васи я люблю на протяжении последних 10 лет. Всё это время я — огромный фанат его творчества. «Л’» — самый цельный из всех альбомов, которые были до этого. Самый личный, ведь лирический герой становится неотделим от автора. Раньше этот персонаж всегда существовал в отдалении от всего мира и реальности. Здесь он предстал конкретным человеком с осязаемыми чувствами. Для меня альбом стал глотком чего-то очень живого. В нём ощущается нечто очень настоящее, человеческое.
Вася Михайлов: Спасибо!
— Планируете ли вы реализовывать другие совместные проекты? Возможно, Рома запоёт в следующей песне «Бомба-Октябрь»?
Вася Михайлов: Дай бог. Дионис, точнее. Благослови нас, Дионис, на это. [отсылка к песне «Дионис» с альбома «Л’» — ред.].
— Очень неожиданно было услышать feat. c Лёхой Никоновым, лидером группы «Последние танки в Париже». Хотели бы снять следующий клип с ним?
Вася Михайлов: Если вдруг подвернётся возможность, с радостью зафиксирую Алексея Валерьевича в видео.
— Какие песни рассматривали для клипа?
Роман Евдокимов: Мы думали о песне «Момент и море» и, конечно, о «Тауматафакатангихангакоауауотаматеатурипукакапикимаунгахоронукупокаифенуакитанатаху», но решили остановиться на «Как хорошо». Она сильно попала в меня.


— Заканчивается год. Какие музыкальные альбомы, выходившие в 2025-м, понравились вам больше всего? А какие фильмы или книги?
Вася Михайлов: Сейчас я увлекаюсь Серебряным веком, поэтому рекомендую «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой и «Петербургские дневники» Зинаиды Гиппиус. Из музыки хотел бы порекомендовать группу BANVIVAN. И это не потому, что лидер группы Игорь Титов — мой «бро». Их новый альбом «Es Gibt гитары ж» — прекрасное сумасшествие.
Самая большая проблема всех контентмейкеров в том, что мы пытаемся всем понравиться. И меня сильно подкупает человек, который находится в каком-то «юродивом пламени», абсолютно позабыв о восприятии зрителя. И я не понимаю, как это рождается. Более того, сам автор, скорее всего, тоже не понимает. И это очень драгоценно.
За творчеством BANVIVAN давно слежу. Очень деликатно поздравляем друг друга с успехами. А об этом альбоме я разразился огромным сообщением, что не совсем в моём темпераменте.
Роман Евдокимов: Пусть будет так: альбом «Л’» группы «Бомба-Октябрь».
Вася Михайлов: О! Это ты хорошо сказал.

