В августе 2021 года у студии «Мортёшка» вышла «Чёрная книга» (Black Book) — карточная RPG о тернистом пути героини Василисы за женихом. По дороге она познает ведьмачное дело, решит тонну головоломок и не раз сразится с демонами, главный из которых поджидает игрока в самом неприметном месте — в нём самом. Чёрт чем только не шутит — а чем конкретно можно узнать, только открыв «Чёрную книгу». А ещё игра прекрасно гармонирует с приближающейся осенью: непролазные болота, нечисть, мрачный вайб ведьминских потех. Так что не брезгуйте холодами — они как раз подойдут для домашнего прохождения этой RPG.
По сюжету вы играете за Василису: девицу-невесту, которой приходится стать ведьмой. Её парень покончил с собой, и она решила вернуть жениха. Ей помогает дед Егор — мудрый родственник и некогда тоже ведьмак. Вместе вы откроете семь печатей Чёрной книги, изучите немало заклинаний и попытаетесь достать возлюбленного Василисы с того света.
Первый плюс «Чёрной книги» в том, что это не совсем стандартная RPG. Боевая система балансирует между текстовым приключением, пошаговыми стратегиями и коллекционными карточными играми: на пути вам нужно то сражаться с нечистью, вытаскивая колоду карт-заклинаний, то исследовать территории и разговаривать с местными, а порой и помогать им.
«Чёрная книга» основана на мифах Пермского края, и это второй плюс в копилку игры. Вы не просто путешествуете по выдуманным локациям — вы изучаете реальный фольклор, складывавшийся веками в Чердынском уезде Пермской губернии. Игра щедра на бонусы для тех, кто вчитывается в былины и термины: векшица (ведьма), суседушка (домовой), головой ворожить (думать), рассказы о банниках и водяных — всё это поможет вам погрузиться в атмосферу, а заодно подзаработать монет на заклинания. А ещё это классный способ приобщиться к родной культуре: от знакомых персонажей и базы из фольклора становится по-особенному хорошо на душе.
Частенько игра подкидывает безобидные просьбы помочь кому-нибудь из деревни или предложения забрать чужие монеты, оставленные без присмотра в подношение кому-то из героев. Вы можете отказаться или беспричинно обогатиться и выполнять миссии дальше. «Чёрная книга» не ругает за эгоизм — лишь добавляет очки-гробы, иронично поздравляя: «Вы только что согрешили!» Иногда такой кутёж вам на руку: монеты отлично выручают перед сложными боссами в конце каждой из печатей. Но вы же понимаете: ничто не проходит бесследно.
Дополнительно к вам в подчинение поступают черти: их постоянно надо отправлять на задания вроде потопа в деревне или ссоры в доме, иначе они начнут дебоширить и мешать Василисе. Слуги не досаждают во время игры (если про них не забывать) и приносят за выполненные задания гробы, но, чтобы сгладить неловкость, заодно и монеты. Как-то на автомате вы, получается, соглашаетесь грешить. Из этого выходит концепция некоего отложенного греха: в моменте вам не ставят ограничения, но потом это постепенно накапливающееся зло обязательно даст о себе знать.
Главный плюс игры: она не читает вам нравоучения, при этом показывает через героев — как основных, так и второстепенных — последствия любых махинаций со злом. Василиса вступает в эту игру из добрых побуждений: во имя спасения она называется векшей и занимается тёмным ремеслом. Но Чёрная книга дарует не просто власть — она открывает огромные возможности в познании магии. Вы можете выбирать по совести, используя силы лишь для победы над злом мелким или большим. А можете поддаться соблазну, облегчить себе прохождение игры и насобирать «гробов» вдоволь.
Проблема в том, что невозможно подчинить себе власть — она пожирает и засасывает, делая из вас не повелителя тьмы, а лишь её очередного раба. Вы можете всю игру вплоть до финала чувствовать себя особенным, ведь именно вам открылась Чёрная книга, вся деревня приходит за помощью, да и ключевые решения — куда идти, помогать или нет — зависят исключительно от вас. Даже как таковой связки «Гробы —> грехи —> наказания» в игре до самого финала нет. Авторы щедро выдают полный карт-бланш на вакханалию.
При этом, параллельно с сюжетной линией Василисы раскрываются и другие персонажи, в той или иной степени связанные со злом. Сначала это простенькие истории, где нет полутонов и глубины. Всё кристально прозрачно: например, в героиню вселяется бес, его нужно оттуда выдворить, и девушка снова перейдёт на сторону добра. Но вскрывая новую печать, вы неосознанно вскрываете и потайное дно кого-то из героев. Их мотивации просты лишь на первый взгляд, но если присматриваться, заметите: кто-то из них запутался и забыл своё истинное предназначение; кто-то не устоял перед всемогуществом книги и сдался в руки злу; а кто-то благими намерениями вымостил себе дорогу в ад.
И пока вы спокойно грешите и живёте на полную, игра параллельно показывает, куда ведёт эта дорожка, только на примере судеб других персонажей. Можно долго и неосознанно собирать гробы, но однажды крышка захлопнется над вами, и тогда будет поздно начинать с самого начала. В какой-то момент даже начинаете задумываться, а стоило ли столько грешить?
Тёмная сторона оказывается необходимой частью сюжета: вас постоянно пытаются заманить в эту бездну, убеждая, что за это ничего не будет. Оттого невозможно противостоять соблазну власти, которая с каждым ходом расширяется и расширяется. Скапливающиеся гробы долго выглядят бесполезной иконкой — оттого кажется, что грешить — безобидное занятие. Первые миссии вы наверняка будете с драйвом собирать эти «ачивки», особенно если в реальной жизни стараетесь поступать по совести. Но вдоволь разыгравшись, оглянитесь: не стали ли вы одним из персонажей «Чёрной книги», слепым ведомым на поводке у зла?
«Чёрная книга» поступательно погружает вас сразу в несколько тем: изучение местного фольклора, вопрос власти и желание лёгкой жизни за сделку со злом. И как идти к адовому финалу — запутавшись в собственных благих намерениях, став частью зла или борясь за собственную волю и жизнь — решать только вам.