26 декабря в прокат вышел музыкальный биографический фильм «Быть лучше: История Робби Уильямса» (Better Man) Майкла Грэйси, известного по байопикам «Величайший шоумен» и «Рокетмен». В этот раз центральным героем стал Робби Уильямс — певец и автор песен, который прославился как участник бой-бенда Take That, а после построил ошеломительную сольную карьеру. Но это не простой байопик, ведь на экране CGI-обезьяна! Отталкивает ли такой ход и что он привносит в фильм, расскажем в статье.
Привнести нечто новое в жанр байопиков довольно трудно, но Майкл Грэйси и не старается. Сюжет гладко пройдётся по стандартному пути: герой получит полагающиеся ему детские травмы, пройдёт через унижения сверстников и крах ожиданий, но не сдастся и всё равно достигнет мечты. И это прекрасно, ведь в «Быть лучше» у режиссёра задача другая. Он должен вывернуть внутренний мир Робби наизнанку нестандартным путём.
« I just wanna feel real love…»
Робби Уильямс — один из громких голосов поколения 1990-х, который целых пять лет звучал на фоне ребят из Take That и ненавидел, что участники не воспринимают его всерьёз. Ему было 16, когда он начал покорять публику. Робби всегда был самым эпатажным, проблемным, ярким и верил в это даже больше, чем другие. Главное — сиять. Улыбаться и создать шоу, даже если внутри всё разрывается от физической и психологической боли. Если вы считаете, что не знаете Уильямса, то просто не осознаёте, что слышали его песни. Rock DJ, Angels, Feel, She’s the One, Come Undone — его авторству принадлежат подлинные хиты 2000-х, которые постоянно крутили по радио. Все восхищались его текстами и талантом, а на MTV показывали скандалы, в которые без конца влипал Робби. Во многом из-за наркотической и алкогольной зависимости, но первопричина лежала гораздо глубже.
Режиссёр проводит зрителя от трущоб, в которых будущий певец впервые спел My Way Фрэнка Синатры перед стареньким телевизором, до крупнейших сцен страны, где Уильямс пел перед огромной толпой, борясь с ненавистью к себе и страхом за будущее. Его идолами были исполнители, оказавшие огромное влияние на целые поколения, потом — запрещённые вещества, гораздо позже — отец, бросивший семью, когда Робби был маленьким. Возвращался он только когда сын достигал очередных высот. Именно благодаря этой боли, Уильямс достиг успеха. «Please i'm a star» раскрывается в будущих звёздах ещё в детстве и сопровождает их на пути к недостижимой вершине. Именно благодаря вере в свою исключительность и желанию доказать, что они чего-то да стоят, люди и реализуют потенциал. Так случилось с Робби, так было и с другими звёздами, о которых снимал Майкл Грэйси: Пинк, Элтон Джон, шоумэн Финеас Тейлор Барнум. Эта мысль — основа любого биографического фильма о звезде мирового масштаба, но в «Быть лучше» — вовсе не главная. Проект не столько про карьерный путь, хотя это и стало основой, сколько про непростой путь Робби к самому себе. И это больше сближает его с «Джией» Майкла Кристофера, нежели с предыдущими работами Грэйси.
Образ обезьяны только усиливает главную мысль. Не только потому, что Робби сам говорил, что чувствует себя шимпанзе на сцене, но и потому, что несуразное на фоне других людей шимпанзе наглядно демонстрирует внутренние сомнения героя. Переживания о том, что он — не нечто большее. Что за сценическим образом «цирковой обезьянки» ничего нет. Сидение в золотой клетке не столько вынужденная мера, сколько нужда. Во внутреннем конфликте то и дело вырастает чувство зависти и ненависти ко всем, кто достиг большего успеха, будь то неприкасаемая группа Oasis или любимая девушка из гёрлз-бенда. Для байопика — свежо, ведь фокус внимания смещается с проблем с алкоголем, наркотиками и беспорядочными связями к острым чувствам, которые ничто не способно заглушить.
«Почему обезьяна? Потому что Робби — 50-летний человек с кучей неврозов, дисфункций, проблем с отцом, но весёлый, признающий всё это. Он всегда видел себя в роли обезьяны», — the Face.
И это не только создаёт объёмность образа, но и украшает массовые сцены, где шимпанзе в составе Take That отрывается на улицах Лондона и танцует вместе с толпой фанатов. Необычные динамичные переходы с техничностью бродвейских танцоров напоминают «Ла-Ла-Ленд». Зрелищно, ярко, но, тем не менее, глубоко.
Снять байопик не так уж трудно, если следовать привычному сценарию и согнать в кинотеатры фанатов звезды. Гораздо сложнее привлечь к ленте людей, не знакомых с главным героем. Так было бы и с Робби Уильямсом, если бы режиссёр не принял решение поставить в центр истории шимпанзе. И ведь так гораздо проще пропустить историю певца через себя. В конце концов, кто из нас хотя бы раз не выворачивал себя наизнанку, чтобы понравиться другим?