Мы подвели все итоги года, но всё ещё не вспомнили самое главное — чем пополнилась интернет-культура! В этом тексте мы собрали лучшие, на наш взгляд, мемы 2025-го. Сущности и события, которые обсуждали и обшучивали сильнее всего. Поехали!
Борисов на оскаре
Выдвижение Юры Борисова на «Оскар» за фильм «Анора», пусть и за второстепенную роль, само по себе стало большим духоподъёмным событием для российской культуры, а актёра сделало одним из главных лиц современного отечественного кино.

Народная поддержка очень быстро вылилась в волну мемов, и помогла в этом британская премия BAFTA. Организаторы собрали ужин для деятелей индустрии, и на одном из фото Борисов вышел крайне фактурным, восседая в позе эдакого бати за юбилейным столом. Образ ностальгический и по-своему родной.




Но на этом шутки не закончились! Уже после премии (Борисову она, увы, не досталась) на мемы разлетелась реакция, где актёр вздыхает с большим облегчением. По версии пользователей, из-за того, что не придётся говорить речь на английском: он у Юры неидеальный.


Итальянский брейнрот (и нейрослоп в целом)
Если два-три года назад нейроконтент удивлял, то с распространением нейронок обилие генеративного контента стало проблемой. В первую очередь, потому что пользователи достаточно быстро смекнули, какие посты становятся вирусными. На интернет обвалились бесконечные вариации: «Герои “Гарри Поттера”/”Властелина Колец”/”Сумерек” во вселенной “Звёздных Войн”/Warhammer/Marvel/в российских реалиях». Особо предприимчивые начали строить контент-фермы, которые по полной задействуют ИИ: анализируют популярные ролики, а потом выпускают десятки, а то и сотни их вариаций, чтобы набирать охваты и зарабатывать деньги с партнёрских программ и интеграций.
Интернет-сообществу такое закономерно не понравилось, поэтому ко всему генеративному контенту приклеилось обидное словечко «нейрослоп». Произошло оно от английского slop — нечто бесформенное, жижа или более художественно — помои. Под конец года оно настолько вошло в культуру, что разные экспертные издания номинируют «нейрослоп» и его вариации на слово года.

Однако весной 2025-го (где-то в апреле-мае) скепсис отложили в сторону, потому что на сцену вышли Бомбардиро Крокодило, Тралалеро Тралала и десятки других странных животных. Обязательно с итальянской озвучкой (без перевода даже лучше). Получилась настолько идиотская и очаровательная комбинация, что персонажи очень быстро ушли в народ. Более того: никто не запрещал придумывать своих животных, попутно расширяя этот новый интернет-фольклор, который объединили под названием «итальянский брейнрот».

Практически сразу герои материализовались в виде игрушек, принтов на одежде и самопальном мерче, попутно вызывая тревогу у родителей. Дело в том, что итальянские животные — эталонный «отупляющий» контент или по-простому «брейнрот» (brain — мозг, rot — гнить).




Забавно, что пару лет назад лицом «брейрота» были Скибиди-туалеты. На первый взгляд такие же бессмысленные ролики смогли стать медийным явлением: через мемы и пиратский мерч дошли до того, что права на полномасштабную экранизацию купила компания Майкла Бэя. Итальянскому брейнроту такую высоту, увы, не взять — из-за отсутствия конкретного автора и генеративного происхождения изображений зарегистрировать права на него крайне сложно.

Лабубу
Только стихла шумиха по итальянским животным, как интернет захватил другой герой — Лабубу. Но в отличие от предыдущего тренда, пришёл он «сверху». Лабубу изначально придумал дизайнер Касинг Лунг в 2015 году, а сейчас персонаж принадлежит компании Pop Mart (эдакий китайский Funko) — с ним она уже несколько лет выпускает коллекционные игрушки и фигурки.
По-настоящему они стрельнули после того, как знаменитости уровня Рианны и Лисы из Blackpink начали появляться с игрушками на публике (и до конца непонятно, сделали они это сами или Pop Mart так хорошо умеет договариваться), а затем персонаж стал виральным в TikTok.


Лабубу угодил и фэшн-аудитории: чаще всего они использовали игрушку как обвес на сумку. Для взрослых создание стало милым инфантилизмом и способом самовыражения — аналогично раньше носились с акулами из IKEA. Для детей же — новой странной игрушкой с цепляющей внешностью, как Хагги Вагги. Интерес подогревало и то, что чаще всего Лабубу продавались вслепую: никогда не знаешь, какая именно игрушка (и какой редкости) тебе достанется. Как некоторые её пренебрежительно называли: «Гача для нормисов».

Популярности Лабубу придавала и его противоречивость. Там, где одни видели трендовую вещь, другие крутили пальцем у виска. Во-первых, цена: в моменте спрос на игрушки кратно превысил предложение, поэтому вещь, которая по задумке стоит в пределах 20 долларов и доступна всем, стала стоить неадекватно дорого, особенно редкие экземпляры. Во-вторых, странное название — непривычное для русского языка, ещё и созвучное со словом «лабуда». В-третьих, многим помешательство на плюшевых зверьках просто казалось массовой придурью.
В англоязычном интернете даже был микротренд «лабубу матча дубайский шоколад», высмеивающий падких на всё модное потребителей.



И да, разговоры о запретах и негативном влиянии на детей тоже были: некоторые издания неиронично рассказывали, что игрушка — реинкарнация демона Пазузу, способ «приучить» детей к сатанизму, а буквально на прошлой неделе расходилась новость о том, что в продукции Pop Mart нашли опасные токсичные вещества.




Умный человек в очках и дикий огурец
Помните «гоооооооооооол» и «смартфон vivo»? Это они сейчас.
Квинтэссенцией абсурдного юмора в этом году стала фотография научпоп-блогера Яна Топлеса. Его старую фотографию подставляли везде без какой-либо смысловой нагрузки в качестве внезапного панча к шутке. Чуть позже к изображению добавилась фраза «умный человек в очках скачать обои», что усилило абсурдность происходящего.


Впоследствии мем стал международным — фотография Топлеса появлялась на Тайм-сквер (на один из экранов можно без особых проблем купить слот со своим изображением). Иностранцы интересовались: «Кто такой Smart guy with Glasses?».

Сам автор достаточно быстро оседлал волну популярности, активно продвигал мем, собрал фан-встречу «умных людей в очках» и набрал приличное количество новой аудитории — отдельно отмечается популярность среди детей до восьми лет.


Другой не менее абсурдный мем, за которым, впрочем, не стоит никакой истории — это «Дикий огурец». Началось всё с ролика, который пародировал научпоп-видео: он сравнивал современные растения и их версии до вмешательства человека. Однако что-то пошло не по сценарию: в итоге диктор бесконтрольно закидывал зрителей репликой «дикий огурец». Она же стала точно таким же бессмысленным панчем и фразой-затычкой, которую, как и в случае с умным человеком, smm-щики и бренды бросились обыгрывать в своих постах.



Сержант Доакс из «Декстера»
У возвращения сериала «Декстер» на экраны случился необычный побочный эффект: вместе с ним на мемы опять разлетелся персонаж Эрика Кинга, сержант Доакс. В прошлом он уже им становился с коронным: «Surprise, m***ka». Сейчас же его начали использовать как реакцию в ситуациях, когда ты о чём-то догадываешься, но не можешь этого доказать.



Сержант Доакс прекрасно прижился в «Твиттере» (сейчас — X). Современный фундамент соцсети — это всевозможные ссоры и спорные утверждения, поэтому картинка с настороженным сержантом стала универсальной (иногда ироничной) реакцией на явное замалчивание собеседника о важных фактах, которое ты осознаёшь, но не можешь/не хочешь заявить об этом публично.

Параллельно с ним завирусился кадр из бесславных ублюдков — тот самый, на котором показывают жестом цифру три. Его тоже стали особенно часто использовать в «Твиттере», чтобы доказать, что собеседник что-то скрывает: например, выдаёт себя за иностранца, но использует смайлики, как в СНГ. Вот так — «)))))».
Генеральские котлы
Если с сержантом Доаксом всё понятно (новый виток культового сериала и чувство ностальгии), то каким образом интернет нашёл и начал носить на руках сцену из «Утомлённых солнцем 2» 2010 года, решительно непонятно.
Напомним: в теперь уже культовой сцене персонаж Никиты Михалкова (он же и режиссёр фильма) сталкивается со шпаной. Они пытаются отнять у героя генеральские часы (на слэнге «котлы»), однако персонаж браво с ними расправляется. На эту сцену существует десяток пародий и переделок, которые натягивают диалог на сцены из других фильмов и игр.



Публике понравилось то, насколько фактурной вышла сцена (иногда взаправду, а иногда иронично), что фразочки вроде: «так я ж генерал!», «мена» и, конечно же, громогласное «ПА!» вошли в обиход. Ещё одно подтверждение тому, что понравиться алгоритмам и стать мемом может что угодно.
Шутки над миллениалами
В конце 2019-го вирусилась фразочка «ок, бумер». Именно через неё многие познакомились с теорией поколений, а в наш лексикон вошли ещё «зумеры», «миллениалы» и «альфы». Сам мем не только хлёстко звучал, но и фиксировал поколенческий разрыв отцов и детей: младшие наотрез отказываются слушать советы старших и соответствовать их представлению о мире.

Тогда на месте главных героев были преимущественно миллениалы, но вот история сделала шажок, и их уже рисуют как что-то нелепое и устаревшее. Причём делают это зумеры. Нынешним 30-летним достаётся за любовь к «Гарри Поттеру» (как и в целом к поп-культурным франшизам), за наигранное обожание кофе и вина, цветные носки и инфантилизм, за крылатые фразы из «Вконтакте» образца 2010 года — образ скорее утрированный, но небезосновательный.


Миллениалам во многом достаётся за то, что предыдущие года они рисовали из зумеров (тогда подростков) образ малолетних дебилов. Вспомните псевдоновостные посты с заголовками: «У зумеров новый тренд…», «зумеры придумали…» — после чего вы прочитаете самую абсурдную и безумную идею. При этом не факт, что это будет реальный тренд: зачастую за массовое явление выдают либо пересказы отдельных роликов, либо вообще вырванную из контекста или полностью придуманную историю. Всё ради виральности и охватов.





Зумерам продолжает доставаться по инерции: «Зумеры изобрели…» это уже устоявшаяся конструкция, даже если речь на самом деле о поколении альфа, родившемся после 2010 года. Нынешним зумерам в среднем 20-25 лет, они ходят на работу и заводят семьи. За отношение к труду их особенно критикуют: мол, сразу с порога хотят хорошую зарплату, не готовы перерабатывать и вообще ценят личный комфорт больше чего-либо — что ставит уже миллениалов-начальников на место брюзжащих бумеров.
Достойны упоминания
В этот блок попали не такие уж и главные мемы, но всё же дорогие сердцу.
«Окак» и танцующий Джон Хэмм как символы принятия
Постироничный мем «Окак» вирусился в мае и стал универсальной реакцией для удивления и одновременно принятия ситуации.


А вот в конце года у него появился «напарник» — фрагмент из сериала «Друзья и соседи». На нём герой Джона Хэмма отпускает ситуацию, ни о чём не тревожится и с чувством облегчения просто танцует в клубе.

Под таким углом он напоминает прошлогоднего Чиллового парня. Он тоже принял свою нормальность, ни о чём не тревожится и просто живёт жизнь.

Начинающий // профессионал
В прошлом году противостояние «молодости и технологий» против «опыта и простоты» выражали фото стрелков с Олимпиады — ультра-технологичная кореянка и расслабленый турок.
В этом году конструкция шутки абсолютно такая же: каким бы делом ты не занимался, с опытом придёшь к простым и более реалистичным решениям. Всё это обязательно под песню AC/DC — Highway to hell.



Как вы могли заметить, в этом тексте хватает отсылок на 2024-й. Юмор и правда цикличен, поэтому если хотите посмотреть «а как было год назад», то читайте аналогичную статья про главные мемы прошлого года:

