В Калужской области с 13 по 17 июля пройдёт международный фестиваль авторской анимации «Бессонница». Мы позвали к нам в гости на стрим кинокритика, руководителя службы культурных проектов киностудии «Союзмультфильм» и программного директора «Бессонницы» Павла Шведова. В этом материале приводим выдержку из беседы с ним, целиком можете посмотреть в записи!
— Расскажите о «Бессоннице» 2023 года — чего ждать?
— Примерно того же, что и в предыдущие годы происходило на фестивале. Главное, что меняется от года к году, — конкурсная программа. «Бессонница» — событие анимационное, центр нашей вселенной. Все фильмы, попадающие в конкурсную программу, не повторяют предыдущие годы. Это каждый раз новое кино, которое обладает премьерным статусом и курсирует по международному фестивальному туру, после чего доходит и до пространства России.
У нас есть несколько публичных событий, которые показывают современное анимационное короткометражное кино. И фестиваль «Бессонница» — один из них. Несмотря на экстравагантность проведения, когда ради просмотра кино вы должны поехать в Калужские леса и поля, событие обладает тем статусом, когда одновременно с Каннским кинофестивалем или фестивалем анимации в Анси показывает те же фильмы, что и они. Если их, конечно, отбирают в программу. Потому что иногда мы выбираем несколько иной контент, нежели наши коллеги в Западной Европе и Америке.
— А по какому принципу отбираете работы?
— Мы действуем по стандарту международных событий. Если берём и студенческое, и профессиональное короткометражное кино, то фильм проходит через фестивальный тур. Он блуждает примерно год-два, каждая студия и режиссёр выбирают свою практику. Затем фильм распространяется на преселекты международных киносмотров.
Вы как создатель фильма отправляете его на рассмотрение селекционному комитету. Это нужно, чтобы они легализовали его как фильм конкурсной программы. Есть фестивали, которые занимаются изучением фестивального мира и приглашением картин в свою конкурсную программу. Но, например, на «Бессоннице» уже несколько лет существует практика открытого преселекта, когда любой создатель может прислать свой фильм на рассмотрение селекционного комитета. В этом году, например, таких было более двух тысяч. После рассмотрения всех присланных фильмов уже определяется список конкурса.
Важно понимать, что те фильмы, которые попадают в интернет и публикуются в открытом доступе на официальных каналах режиссёров, киностудий или анимационных школ, часто публикуются через полтора-два года после премьеры на международном кинофестивале, уже после тура по фестивалям.
— Список аниматоров этого года очень объёмный. А есть ли минимум или максимум работ, которые могут быть представлены в конкурсе?
— На фестивале международный конкурс. Из года в год туда уходит примерно одинаковое количество фильмов. Если брать и короткометражки, и студенческие дебютные работы, и российский национальный конкурс, и музыкальные клипы, то от 90 до 120 работ. У каждого из фильмов свой автор.
А ещё мы уже несколько лет делаем большую панораму России, потому что большое количество фильмов из нашей страны, присланных на «Бессонницу», не попадая в конкурс лишается тем самым зрителя на фестивале.
При этом мы понимаем, что российские аниматоры приезжают на «Бессонницу», и хотим им обеспечить пространство соприкосновения со зрителем. Отдельно от конкурса мы делаем панораму российских фильмов, которые в соревнование не попали, но с нашей точки зрения должны быть увидены зрителем «Бессонницы». Это ещё порядка 50-70 фильмов.
— Как меняются вкусы у зрителя «Бессонницы»?
— Мои впечатления радикально субъективны, поскольку я — тот человек, кто вынуждает всех смотреть происходящее на экране. В 2016 году, когда я вступил в роль программного директора «Бессонницы» (это был уже четвёртый фестиваль), многие постоянные гости говорили: «Что за треш происходит на экранах? Что это за странные жуткие мультфильмы?»
В России анимация часто воспринимается как элемент культуры детства в отличие от Америки и Европы, где это важная индустрия в глазах широких масс. Постепенно у ядра «Бессонницы» возникло не привыкание, а скорее расширение визуального горизонта. Возникло понимание, что анимация бывает разная и состоит не только из «Масяни», «Смешариков», «Атомного леса». Строится она из многообразного мира визуальной среды, часть которого для конкретного человека может восприниматься чрезмерно экстремально. Зато зритель точно знает, что ему зашло, а что нет. И может объяснить почему.
И с 2016 по 2023 год количество людей, которое стало принимать то, что происходит на фестивале «Бессонница» на экранах, качественно увеличилось. Хотя принципы подбора программы не изменились.
— А как вы пришли к формату, когда нужно ехать в глушь смотреть мультфильмы, пересекая Калужские поля?
— Наши друзья из «Большого фестиваля мультфильмов» проводят своё мероприятие осенью и устраивают ночь кино. Она тоже соткана из фильмов конкурсной программы. Можно прийти туда и провести ночь в компании любителей анимации.
Мы же в одну ночь не вмещаемся. Нам пришлось бы запереть зрителей надолго в кинотеатре. Это была бы отнюдь не одна ночь. Открывшееся утром метро не спасёт и домой уехать не получится. Всё это нужно, чтобы освободиться от ощущения повседневности, которое вас терзает. Именно ради побега от обыденности в первую очередь мы просим гостей приехать в экспериментальную и в чём-то даже экстремальную для них среду.
«Бессонница» как активность прорастает из фестиваля «Пустые холмы», который давным-давно не проводится. Люди, организовавшие «Бессонницу», устраивали киноплощадку на «Пустых холмах». Им нравится формат open-air фестиваля.
Тот формат, который выбран ребятами, не самый оптимальный для просмотра анимации, но раскрывает её зрителю. Конечно, фильмы можно и нужно смотреть не только в полях ночью, но и в кинозалах. Но именно на фестивале возникает адекватная атмосфера, позволяющая отрешиться от повседневной культуры.
— «Бессонница» — не только анимация, но и множество активностей, которым можно посвятить себя днём. Ради чего стоит ехать на фестиваль, помимо анимации?
— В течении дневного времени, когда солнце мешает смотреть анимацию, мы вынуждены делать что-то другое. Проходит множество мастер-классов и творческих мастерских, которые организовываются моими коллегами. Их каждый год какое-то феноменальное количество: проходят лекции, паблик-токи, психологические тренинги, музыкальные концерты. В этом году на фестивале даже строят специальную театральную локацию, чтобы в формате полевых условий проводить полноценные постановки на сцене.
Мне и самому очень нравится на «Бессонницу» приезжать, потому что в Москве десять миллионов человек живёт, и такую концентрацию людей, с кем тебе интересно сосуществовать в одном пространстве, мало где можно встретить. Такая свобода от гнёта окружающей повседневности мало где ещё достижима.