4 августа исполняется 25 лет классическому фильму «Бэйб: четвероногий малыш» о сообразительном поросе, который стал своим парнем среди пастушьих собак. Несмотря на все ми-ми-ми, да и в целом общий детский контекст, в картине Криса Нунена прослеживается ворох любопытных аллюзий на капиталистический мир, в частности — США. Рассказывает Иван Афанасьев.
Начнём с главного героя. Бэйб принадлежит к своеобразной касте неприкасаемых — свиньи годятся лишь для того, чтобы их есть, они грязные и, скорее всего, тупые. У него ничего нет, даже крыши над головой: когда он попадает на ферму, ему быстро указывают на место — под старой телегой. Вдобавок ко всему, нищий поросёнок здесь просто чужой — его выиграл в лотерею хозяин фермы Артур Хоггетт. Учитывая, что его родителей, братьев и сестёр выводили в одном месте и потом продавали новым хозяевам, сравнение Бэйба с африканским рабом напрашивается само собой.
Можно сравнить его с нашим Иванушкой-дурачком: Бэйб наивен и не понимает, как устроен этот мир. Единственное близкое ему по духу животное на ферме — совершенно бесполезный гусь, которому прямая дорога на рождественский стол. Он пытается взойти по карьерной лестнице, заменив собой петуха, но это заведомо обречено на провал, ведь его, как и соперника, скоро заменит «механический петух» — будильник. Как и положено подлому карьеристу, его методы в целом основаны на обмане: желая, подобно луддиту, остановить технический прогресс и украсть часы, он подговаривает глупого Бэйба на эту авантюру.
Но со временем Бэйб, благодаря своей доброте и искренности, встраивается в вертикаль власти на ферме. На вершине хозяин, чуть ниже — его жена, далее — пастушьи собаки, которые безропотно прислуживают Хоггеттам, следом — овцы, которых пасут пёсели. На них держится экономика фермы: в первую очередь, это состриженная шерсть, которую Артур везёт на рынок. Каждая овца — на вес золота, а значит овцы — главная ценность. Есть также коровы, курицы и прочие животные, обеспечивающие семью фермера возобновляемыми ресурсами (яйца, молоко) и услугами (перевозка тяжёлых предметов). И в самом низу те, с кем даже не имеет смысла заводить дружбу — всё равно их съедят.
Получается наглядная вертикаль идеальной власти: сверху — добрый правитель (президент), далее идёт его заместитель (премьер-министр), без которого, конечно, президент мало чего может в своём государстве (вспомните эпизод, когда жена фермера перед отъездом рассказывает ему, где и чья еда стоит в холодильнике). Далее руководящая элита (собаки), средний бизнес (коровы, курицы — пищевая промышленность, лошади — логистика), рабочий класс (овцы как основной источник дохода) и условные люмпены, бесполезные придатки классовой системы (Бэйб в начале пути и гусь).
Среди этих элементов есть и исключения — например, кошка Герцогиня, которая номинально абсолютно бесполезна (как она сама говорит — «радую глаз своей красотой») и которую можно отнести к классу интеллектуальной элиты. Она знает обо всём, что происходит в государстве, и использует свои знания себе во благо, например, чтобы деморализовать Бэйба, рассказав ему про судьбу его родных-свиней. Находится в затаённом конфликте с правящей элитой (пастушьими собаками), но не оспаривает их право на власть, ведь это даёт ей возможность существовать без забот. Можно смело назвать её фавориткой при дворе.
К концу фильма Бэйб проходит дорогу от бесполезного элемента общества — глупого, ни на что не способного дурачка — к главной надежде всех обитателей фермы. Поначалу лишь два животных относятся к поросёнку со снисходительностью: это добрая колли Флай и старая овца Маа. Первую можно смело назвать либералкой — она верит в изгоя Бэйба и желает ему лучшего, что, правда, не мешает ей считать овец совершенно безмозглым «рабочим ресурсом». В фильме, кстати, очень показательно изображён диалог между элитой и рабочим классом: и Флай, и овцы говорят слишком неразборчиво, пока не решают прислушаться друг к другу.
В противовес колли есть овчарка Рекс — немолодой, опытный и непримиримый борец за чистоту нравов, настоящий консерватор. Он до последнего искренне верит в силу кнута в отношении «тупых» овец, некогда подставивших его во время сильного дождя, в котором часть стада утонула. Для него Бэйб — выскочка, самозванец, который должен знать свое место в капиталистической иерархии. Его возвышение — позор для класса, к которому принадлежит Рекс, как если бы в конгресс США попал реднек из Нэшвилла.
Наконец, есть любопытные аллюзии на внешних агрессоров. Первая — эпизод с приходом скотокрадов, внешне напоминающих фермеров, с кражей овец при помощи другой пастушьей собаки: можно считать их шпионами, которые маскируются под обитателей фермы с целью разворовать ресурсы государства. И второй эпизод — нападение диких собак, которых овцы принимают за волков, главную угрозу своей жизни, хаотичную и жестокую. Это как раз те самые люмпены, которые, осознав свою бесполезность для системы, озлобились на неё и организовали ОПГ с целью выживания.
Итог: как часто бывает в проамериканском кино (хотя «Бэйб» снимали в Австралии), в детском с виду фильме закладываются основы рыночной экономики, деление на страты и капиталистическая идеология. Поросёнок Бэйб — Илон Маск от мира свиней.