В прокат 1 июля выходит «Бегущая в лабиринте» (Meander), фантастический триллер за авторством Матьё Тури («Выжившие»). В нём девушка попадает в загадочное строение, полное опасных испытаний. В фильме уживается стилистика небезызвестного «Куба» и популярной подростковой франшизы, под которую «косит» российское название. Кинокритик Иван Афанасьев пробежался по всем фантастическим лабиринтам и разобрался, как выйти из этого фильма живым и довольным.
Одна совершенно прекрасная зрительская рецензия на этот фильм начинается с цитаты из… «Анны Карениной». В точку, ведь стартует «Бегущая в лабиринте» со сцены, в которой главная героиня, молодая девушка Лиза (её играет Гайя Уайсс — предвещаю ей лавры французской Миллы Йовович), лежит посреди дороги, ожидая, очевидно, участи своей русской коллеги по несчастью. В её жизни действительно произошла трагедия — нетрудно догадаться, какая именно.
Далее на неё покушается согласившийся подвезти водитель, а потом таинственная сила подхватывает потерявшую сознание Лизу и помещает в некий лабиринт. Там она, облачённая в особый костюм, с таинственным браслетом на руке, отмеряющим время до чего-то, вынуждена передвигаться ползком по узким коридорам, наполненным разнообразными ловушками, чудовищами и костями тех, кто не смог сбежать.
Интересно, что оригинальное название фильма, Méandre (или английское Meander), переводится как… «Меандр», т.е. излучина (плавный изгиб русла реки), которая видна невооружённым глазом. Суть аналогии проста — жизнь героини совершила резкий крен, перевернулась с ног на голову. Теперь ей предстоит научиться жить и мыслить по-новому — это парадоксально, ведь совсем недавно она собиралась умереть. И, тем не менее, Лиза будет отчаянно бороться за свою жизнь — впереди её встретят сужающиеся потолки, струи огня, заполняющая помещения вода, комнаты с кипящей кислотой и прочие штуки, предлагающие творчески расстаться с жизнью. Сразу скажу: то, как она попала в этот странный лабиринт, либо объясняется буквально в двух словах, либо не объясняется вообще — в зависимости от того, насколько для вас важно подробное раскрытие «лора» фильма. В любом случае, не ждите, что вам всё разжуют — фильм не об этом.
Это скорее концентрированный «сурвайвал», в котором девушка в слегка порнографическом костюме, будто взятом из хардкорного аниме, спасается от ловушек и преследующих её чудищ. Тут, прямо скажу, тоже откровений ждать не стоит — монстрики похожи на странный гибрид обугленного человека и зомби, злобно рычат и пытаются куснуть Лизу за пятку.
Что у фильма получается на все сто процентов — он очень здорово создаёт эффект клаустрофобии за счёт своих узких коридоров, в которых не встанешь, не разогнёшься. Есть мысль, что надо было называть фильм «Ползущая в лабиринте», — это ближе к сути. Собственно, моменты, когда даму преследует противная обгрызанная сущность, красноречиво урча при виде аппетитных ступней (один лишь Тарантино знает, почему эта часть тела никак не защищена), очень впечатляют — лучше смотреть фильм, сидя по-турецки. А то вдруг в процессе просмотра тихонько цапнет за ногу кот — шок-контент гарантирован.
При этом не сказать, что «Бегущая в лабиринте» охапкой хватает звёзды с неба – это просто неплохой, хотя и в меру предсказуемый фильм о том, как человек, попав в экстремальную ситуацию, пробуждается, вновь ощущает огромную тягу жить. Конечная мораль в нём тоже достаточно банальна. По сути, лабиринт, несмотря на своё происхождение (обойдёмся без спойлеров!), представляет собой эдакое чистилище для Лизы. Хэппи-энда не ждите — по крайней мере, в привычном для вас виде. Но такое кино и не смотрят, чтобы у героев всё было хорошо. Если вы любите «Куб», «Пилу» и «Бегущего в лабиринте», то и французская коллега вам понравится.