3 апреля выходит продолжение комедийного фильма 2021 года «Батя» — «Батя 2: Дед», в котором центром истории вновь становится маленький Максим. На этот раз лента раскрывает не только его отношения с отцом, но и с дедушкой, к которому мальчика отправляют на лето в деревню. Режиссёр у проекта сменился, вместо Дмитрия Ефимовича — Илья Учитель («Стрельцов»), а поэтому изменилась и подача. Каким получилось продолжение и что привнёс новый постановщик, читайте в статье.
Дмитрий Ефимович — режиссёр первой части, привнёс в «Батю» непосредственный юмор в скетчах с отцом и сыном, который метко попадал в аудиторию. Поработав над проектом «Наша Russia» он уже знал, как лучше всего подать комедийные зарисовки, а после «Митрича. Russian Depression» — как показать погружённого в депрессию персонажа, периодически попадающего в курьёзные ситуации. Но работа исключительно над подобными проектами привнесла не только плюсы: из-за этого у фильма провисла сюжетная часть, в которой уже выросший сын пытался примириться со своим детством, а также понять и принять отца. Удалось ли Илье Учителю избежать этой проблемы?

Сюжет фильма «Батя 2: Дед» разделён на три временных отрезка, которые сходятся друг с другом лишь в финале. Первая линия — молодость деда (Евгений Цыганов) во время и после Второй мировой войны. Он ищет будущую невесту — медсестру, которая спасла его от обстрела, спрятав в окопе. Во втором временном периоде показан постаревший герой, уже потерявший жену. На лето к нему отправляют внука Максима (Андрей Андреев), чтобы ребёнок не наблюдал за разводом родителей и лишний раз не травмировался. В деревне мальчик зарабатывает в копилочку самые лучшие воспоминания: первая любовь, безобидные шалости, а главное — общение с дедушкой. В третьей линии взрослый Макс (Стас Старовойтов) проходит через развод с женой Ириной (Надежда Михалкова), параллельно пытаясь найти сбежавшего сына.
Как и в «Бате», настоящее перекликается с воспоминаниями Максима, а история постепенно сводится в одну точку, заставляя главного героя принять решение, основываясь на опыте, полученном в детстве. Во втором фильме главная тема — любовь, а также настоящее, повторяющее прошлое. Макс выбирает какой путь повторить: отца, который развёлся с женой, или деда, что всю жизнь любил одну женщину.



Прошлое дедушки трогает. Режиссёр показывает его в чёрно-белых тонах, кадр 4:3. Это погружает зрителя в атмосферу старых военных фильмов, например, «Летят журавли». Особенно тронет рассказ деда об исправительно-трудовом лагере на севере, который он представляет для внука как место, где мастерил игрушки для Деда Мороза. Безупречна подача и визуальные приёмы: поезд с героем несётся сквозь страну, в окне меняются лица женщин, которых он повстречал, но так и не нашёл среди них ту самую, а потому они — лишь промельки, исчезающие во тьме памяти.
Детство Максима предстаёт совершенно иным. Краски в нём удушающе тёплые, идеально передающие видение ребёнка — мир гораздо ярче и насыщеннее, чем у взрослого. Каждая сцена вызывает смех, поднимает на поверхность приятные воспоминания из 1990-х. Это и маленький сельский кинотеатр, где показывают наивные фильмы ужасов, программа «Криминальная Россия», сникерс, разделённый дедушкой пополам со словами: «Завтра доешь». Юмор очень лёгкий, построенный на знакомых всем детям ситуациях: дед храпит и никак не даёт уснуть, друзья подначивают вызвать Пиковую даму или своровать яблоки. Взаимодействие внука и дедушки трогают до глубины души. Взрослый учит мальчика брать на себя ответственность, трудиться и постоять за себя, а ребёнок помогает вспоминать молодость и продолжать радоваться жизни. Несмотря на возникающие разногласия, они очень любят друг друга, что особенно чувствуется не столько в сцене прощания, сколько в краже земляники, в которой оба выглядят маленькими заговорщиками.

Если эти флэшбеки вызывают только приятные чувства, то в сценах настоящего вся радость улетучивается. Максим и Ирина постоянно ссорятся, а пытающийся их примирить семейный психолог Влад (Степан Девонин) только распаляет в них чувства ревности и ненависти. По супругам видно — они устали друг от друга, в отношениях остались только боль и обида. Вот только создатели пытаются подвести героев к примирению. И не через логичные ходы, как, например, если бы Максим обратился к болезненным воспоминаниям развода родителей и решил не совершать подобную ошибку. Они вводят в сюжет нападающего на пару медведя, который напоминает Максу о напавшем на него и его первую возлюбленную козла. В детстве он не смог защитить девочку, та уехала с другим. В настоящем — спас жену от хищника, что сплотило пару. Повод выглядит поверхностно, ведь после эйфории вернутся проблемы, которые герои игнорировали годами. Возможно, это такой ход: показать, как со временем «обмельчала любовь»: сначала мужчина был готов проехать всю страну ради поиска единственной, а теперь ни во что жену свою не ставит, а вместо букетов дарит подгоревший на костре хлеб.


Выходит, продолжение попало в ту же ловушку. События настоящего смотрятся проигрышно на фоне наполненных юмором и теплом воспоминаний героя. Слишком блёклые пейзажи вокруг, излишне токсичные и неприятные персонажи на фоне современной Москвы. И из-за этого ощущается, что всё настоящее и честное осталось в прошлом. Там, где дедушка проводит с тобой всё лето, где рождается первая влюблённость и остаются родные, и после того, как время забирает их у нас.