В кинотеатрах с 23 февраля стартует комедия «Батя» о том, как главный герой Макс (Стас Старовойтов) едет навестить своего отца (Владимира Вдовиченкова) и по дороге ловит флешбэки из детства. Его батя — суровый русский мужик, который довольно строго воспитывал Макса в девяностых. При этом, из детства героя осталось много тёплых воспоминаний о времени, проведённом вместе с отцом.
«Батя» — это роуд-комедия о воспитании, причём не только в памяти главного героя, но и в реальной жизни: Макс не один едет навестить отца. Вместе с ним — жена и двое детей, с которыми молодой отец не так уж много проводит времени из-за работы. Самое время найти общий язык с семьёй, ведь впереди сутки в пути и одно замкнутое пространство — собственная машина.
К выходу фильма режиссёра Дмитрия Ефимовича мы решили поностальгировать редакцией о девяностых и о том, как воспитывали нас родители. Рассказываем о формировании музыкального вкуса, привычке перематывать катушку фильма на начало и разогревании холодных супов.
Игорь Князев, копирайтер
В 90-е я был уже самостоятельным парнем — я сбежал от родителей к бабушке (которая, впрочем, жила в соседнем доме через дорогу). Бабушка находилась в постоянных разъездах, поэтому я чувствовал себя эдаким одиноким волком — романтическим героем, прогуливающим школу.
Было одно серьёзное неудобство: уезжая, бабушка отключала холодильник, а варить макароны и гречку я терпеть не мог. Поэтому по ночам я пробирался к родителям и ужинал всем, что удавалось найти в холодильнике. А заодно — завтракал и обедал, наивно полагая, что родители этого не замечают. Однажды ночью при свете холодильника я наткнулся на записку от отца: «ХВАТИТ ЖРАТЬ СУХОМЯТКУ! РАЗОГРЕЙ СУП!» Это был серьёзный удар по моей самостоятельности, но суп я, всё же, разогрел.
Женя Толстикова, редактор
Я точно помню, что мы с одноклассниками ходили часто в одинаковых куртках, сапогах, которыми родителям по бартеру платили за работу. Ещё у нас дома какое-то время были такие зарубежные пайки с печеньем, паштетом и не переводились головки сыра в красной восковой обёртке — это всё давали моим родителям — терпеть этот сыр не могу!
Были еще сборники «Романтик коллекшн», а там куча классики рока, которую мне никто не объяснял, о которой ничего и не знала — просто песня нравится, а кто, когда, в каком контексте... Интернета же не было. Ещё дядя с севера присылал мне пиратские кассеты с диснеевскими мультами, и это прям было воспитание вкуса и уроки английского (французского) по дубляжу заодно.
Илья Лагерфельд, дизайнер
Мы ехали в машине, по радио играл Мумий Тролль, песня «Кот Кота». На словах «Водку любишь?» отец повёз меня в в какой-то огроменный музыкальный магаз и купил бокс-переиздание альбома «Морская». Вернулись в машину, он зарядил всё это дело… не дослушивая до конца первую песню «Утекай», он вынул кассету, сложил в бокс и дал это мне со словами «это тебе, подарок».
До начала 90-х он сажал и заставлял меня часами слушать всё: от классики до рока, а чтобы мне было не скучно, я мог выбрать лук. Вот тут я слушал Баха «Орган Пицундского монастыря» и плакал под маской.
Артём Сизов, дизайнер
В детстве мне родители покупали дешманские сборные пластиковые модели кораблей: первая модель была марки «Звезда», страшная вещь с пластиковыми парусами и набором из мелких деталей и клея. С тех пор корабли всегда были в моей жизни: уже во взрослом возрасте я поехал головой и собрал метровую модель из дерева, а вскоре после этого выучился на капитана.
Юля Андрианова, координатор
В 90-ые мы росли без интернета, и у подавляющего большинства не было свободного доступа ко всему многообразию музыки. А у меня этот доступ был! Да, это не был, как сейчас, практически безлимит любой музыки мира, но у меня было кое-что получше — папа-меломан! У нас дома почти каждый вечер звучали Queen (часто я даже уснуть не могла без Bohemian Rhapsody вместо колыбельной), ZZ Top, AC/DC, The Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Майкл Джексон, Элвис Пресли и Фрэнк Синатра, и вообще огромное количество действительно хорошей музыки.
У него была огромная коллекция виниловых пластинок, добытая на музыкальных барахолках, в магазине «Мелодия», а частично даже привезённая из США, катушечный магнитофон с бобинами, позднее сменившийся на CD-проигрыватель с классной аудиосистемой. Вот это был просто пожар! Таким непередаваемым кайфом было послушать новый альбом Depeche Mode на полную громкость или врубить Rammstein так, чтобы аж стёкла дрожали. Непередаваемые мгновения детства и юности. Я до сих пор благодарна папе за музыку. Очень-очень.
Эльмира Любаева, менеджер спецпроектов
Про папу в 90-е мало что могу сказать, он постоянно работал и я его видела очень редко. А вот с мамой мы тусовались вместе постоянно. Она оказалась большим фанатом кино и прокатных салонов.
Раз в несколько дней мы ходили в продуктовый магазин у метро. В небольшом закутке продуктового сидел фактурный чел с хвостиком, в очках. Он выдавал кассеты в обшарпанных, часто не брендированных коробочках. Мы посмотрели кучу разных фильмов с типичным для 90-х одноголосным переводом. «Крепкий орешек», «Леон», «Бешеные псы» — все эти фильмы мы посмотрели благодаря закутку в продуктовом.
А Самым важным знанием, которое Мама вложила тогда, было: «Не забывай перемотать фильм на самое начало, чтобы следующий зритель начинал просмотр сразу, без перемотки». Вот такое негласное правило любителя фильмов на прокат вложили мне в то время.
Настя Соловова, руководитель проектов
В детстве родители постоянно водили меня на выставки, в музеи или театры. Как-то мама пригласила меня и подругу на спектакль «Хитрый ёжик» в театр Образцова, мне тогда было уже лет 12. Хорошо помню, как сидим мы с подругой среди совсем маленьких детей, которые безудержно кричат и гогочут. С тех пор я сама выбираю постановки. А спектакль, кстати, до сих пор идёт.
«Батя» полон похожих ситуаций: тут и первая варка сгущёнки с заляпанной напрочь кухней, и лечение народными методами в виде лука и чеснока, и промывание рта мылом за матерные слова. «Батя» перенесёт вас в девяностые, и хотя фильм не 5D, вы снова почувствуете запах детства.